9 февраля исполнилось 150 лет со дня открытия в Пскове железнодорожного вокзала (1863).

Экономическое развитие России во второй половине XIX века сопровождалось интенсивным строительством зданий, предназначенных для нужд транспорта, торговли, финансов, для административных учреждений, оно настоятельно требовало усовершенствования путей сообщения, строительства железных дорог, так как ни водные связи в силу их сезонности, ни гужевой транспорт в силу неблагоустроенности русских дорог не могли удовлетворить это развитие. Строительство железных дорог вызвало появление новых типов зданий: вокзалов, депо, пакгаузов.

Первая экспериментальная дорога, построенная в 1836-1837 гг., соединила Петербург с его южными пригородами - Царским Селом и Павловском. Руководителем ее строительства выступил приехавший в Петербург австрийский инженер Ф. Герстнер. Эта дорога не имела большого экономического значения, но дала первый опыт инженерам и строителям и показала преимущества нового вида транспорта.

В конце января 1842 г. было решено связать железной дорогой Москву и Петербург. Строительство железных дорог, связавших Петербург с юго-западными и западными губерниями развернулось в 1850-1860 гг. 15 февраля 1851 г. состоялось высочайшее повеление о сооружении магистральной железной дороги из Петербурга в Варшаву через Псков. Начальником работ по ее постройке был назначен товарищ главного управляющего путей сообщения генерал-майор Э.И. Герстфельдт. Через два года, в 1853 г., открылось движение на ее первом участке от Петербурга до Гатчины. К концу 1858 г. железная дорога соединила Петербург с Псковом.
 
23-24 декабря специальная комиссия Министерства путей сообщения и публичных зданий принимала этот участок дороги. К пуску этого участка дороги здесь было построено временное деревянное пассажирское здание без буфета и помещений для обслуживающего персонала. При проверке обнаружилось множество неисправностей в самом пути и некоторых постройках. В частности комиссией отмечена плохая организация приема пассажиров на станции Псков. Лишь 3 февраля 1859 г. этот отрезок дороги был принят и 10 февраля движение на нем открыто. 
 
В 1859 г. французским инженером Пирелем был сделан проект типовой станции первого класса для четырех городов: Владимира, Пскова, Вильно (Вильнюса) и Динабурга (Даугавпилса). 26 марта проект утвержден техническим комитетом общества, а в 1860 г. начато строительство нового каменного здания вокзала на станции Псков.
 
 По проекту Пиреля предполагалось построить одноэтажное здание, без подвала, с двухэтажной центральной частью и двухэтажными боковыми ризалитами. Оба фасада основного этажа предполагали лишь дверные проемы (общее их количество – 47) и не имели окон. В центральной части основного этажа располагался большой вестибюль с лестницей наверх и небольшим почтовым отделением. Северное крыло занимали телеграфное отделение, кабинеты начальника вокзала и его заместителя и помещения пассажиров третьего класса (зал ожидания, буфет, женская комната). В первом этаже северного ризалита размещены: бюро регистрации, служебные помещения почтовой конторы и несколько резервных помещений. Южное крыло первого этажа занято помещениями пассажиров первого и второго класса: зал ожидания, столовая и буфет, дамский салон, отхожие места. Первый этаж южного ризалита отдавался для размещения "высокопоставленных" пассажиров. Недаром только там предполагалось отопление - камины в трех комнатах. Остальные помещения вокзала отапливать не предполагалось. Позднее, при утверждении проекта для Пскова на план и фасады внесены карандашные правки и надписи на русском языке. Авторство их не установлено. По-видимому, кто-то из русских архитекторов или инженеров Главного общества российских железных дорог занимался приспособлением французского проекта для русских условий.
 
Что же конкретно было переделано? Во-первых, устроен подвальный этаж, во-вторых, оставив прежнюю планировку, все помещения снабдили печами (на плане показано большое количество дымоходов), в-третьих, надстроили третий этаж в боковых ризалитах, в-четвертых, большинство дверных проемов переделали в оконные, на западном фасаде сделали металлический козырек над центральным входом.
 
9 сентября 1863 г. комиссия, возглавляемая инспектором Петербургско-Варшавской дороги инженер-полковником Гейнрахом, принимала новый пассажирский вокзал в Пскове. В рапорте приемной комиссии отмечены некоторые отклонения от проекта: «Высота подвального этажа по проекту 1.35, в натуре - 1.05. В первом этаже изменена форма крыльца в углу западного ризалита, изменено направление черной лестницы у буфета, перенесена багажная касса, кассы для продажи билетов устроены там, где предполагалось почтовое отделение, не сделано отхожее место для пассажиров третьего класса, его предполагается построить вне вокзала. В антресольном этаже прибавлено две кухни и черная лестница. В третьем этаже западного павильона перенесены три перегородки. Кроме этого, еще не оборудованы комнаты для императорской фамилии». В заключение Гейнрах добавляет: "Отступления эти не имеют большого значения, за исключением значительного, на 0.3 саж., уменьшения высоты подвального этажа, а это важно в отношении здоровья живущих в подвальном помещении лиц. Кроме этого, уменьшение высоты помещений подвального этажа повлекло за собой еще одну проблему - сырость.
 
3 ноября 1864 г. на это вновь обращается внимание: "В подвальном этаже хотя и устроена вентиляция с помощью труб, проложенных в стенах самого здания, но на северной стороне от железной дороги заметна сырость". Тем не менее, здание пассажирского вокзала было принято в эксплуатацию. Помимо строительства пассажирского здания вся территория станции была спланирована: с западной стороны вокзала организована привокзальная площадь с подходящими к ней дорогами, организован небольшой сквер. С противоположной стороны, напротив здания вокзала и железнодорожных путей выстроено паровозное депо с мастерскими. По обе стороны железной дороги выстроены жилые и служебные здания: дома для служащих, казармы, дом для машинистов, товарные пакгаузы, сторожевые дома, водоподъемное здание, кузница, сараи и др. О перестройках здания до 1917 г. сведений нет, по-видимому, крупных перестроек и не было. Известно лишь, что в ноябре 1868 г. в багажном зале был устроен внутренний тамбур; в 1873 г. обновлена мебель в залах первого класса и буфете (скамейки в буфете покрыли ковровым материалом, а диваны, кресла и стулья в зале и дамской комнате – бархатом). В феврале 1898 г. настоятельницей Ивановского женского монастыря в зале для пассажиров третьего класса был установлен киот с "иконой Крестителя Господня Иоанна и Святого Благоверного Великого князя Александра Невского с неугасимой перед киотом лампадой". Сильным разрушениям здание подверглось во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Восстановлен в 1949 году.
 
В 1970 г., по решению Псковского облисполкома, к столетию со дня рождения В.И. Ленина на западном фасаде вокзала была установлена мемориальная доска с барельефом В.И. Ленина и текстом: «10 марта 1900 года в город Псков приехал В.И. Ленин. Здесь он прожил 83 дня, проделав большую работу по созданию марксистской газеты «Искра» и журнала «Заря».
 
Псковский вокзал связан с поворотным событием отечественной истории - отречением от престола 15 марта 1917 г. последнего русского императора Николая II. В 1997 г. по проекту архитектора С.П. Михайлова, при участии архиепископа Псковского и Порховского Евсевия и мэра г. Пскова А. Прокофьева на восточном фасаде здания установлена мемориальная доска с тестом: «2 (15) марта 1917 г. в 15 часов 05 минут в салон-вагоне царского поезда на станции Псков император Николай II отрекся от престола Государства Российского». К 1100-летию первого упоминания Пскова в древней летописи осуществлена реконструкция вокзала.
 
Здание железнодорожного вокзала в Пскове имеет важное значение в истории архитектуры города. Это одна из первых эклектичных построек Пскова, выполненных с использованием декоративных элементов классицизма и ренессанса. Кроме того, представляет собой принципиально новый тип зданий, появившихся в России во второй половине XIX в. в связи со строительством железных дорог.
Здание вокзала одна из самых крупных общественных построек Пскова своего времени и имеет важное градообразующее значение. Представляя собой парадный фасад железнодорожной станции, в то же время, является доминирующим объектом в формировании застройки привокзальной части города.

Псковский железнодорожный вокзал сегодня - это одна из важнейших железнодорожных станций Октябрьской железной дороги, находится на расстоянии около 650 км от Москвы и около 274 км от Санкт-Петербурга.

Железнодорожное сообщение между Псковом и Москвой существует с 1897 года.

Из Пскова регулярно отправляется фирменный поезд "Псков" по маршруту Псков - Москва.

С ж/д станции "Псков-Пассажирский" отправляются поезда, следующие в направлении таких городов и станций, как Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Вышний Волочек, Бологое Московское, Валдай, Любница, Лычково, Кневицы, Пола, Парфино, Старая Русса, Волот, Морино Батецкая, Передольская, Уторгош, Сольцы, Леменка, Дно, Дедовичи, Судома, Плотовец, Чихачево, Ашево, Лозовицы, Сущево, Загоскино, Локня, Стримовичи, Самолуково, Порхов, Карамышево, Новосокольники, Великие Луки, Выдумка, Абово, Маево, Забелье, Лемно, Пустошка, Брыканово, Нащекино, Идрица, Заваруйка, Себеж, Вильнюс (Литва), Рига (Латвия).

Подробнее об истории вокзала можно узнать в исследованиях и публикациях:

  1. В годы иностранной интервенции, Гражданской войны, установления советской власти // Из истории железных дорог Псковского края: сб. тр. сотрудников музея/ Пск. ж.-д. музей. - Псков, 2003. - С. 93-100. - Библиогр.: с. 100 (с ил. Также о бронепоездах и бронелетучках).
  2. Вокзал отделывают мрамором из Италии и Турции // Новости Пскова (г. Псков). - 2003.- 6марта.- С.1.
  3. Восстановление народного хозяйства, железнодорожного транспорта в годы первых пятилеток // Из истории железных дорог Псковского края: сб. тр. сотрудников музея / Пск. ж.-д. музей. - Псков, 2003. - С. 101-108 (с ил.)
  4. Выписка из исторической записки рабочего проекта капитального ремонта железнодорожного вокзала ст. Псков // Из истории железных дорог Псковского края: сб. тр. сотрудников музея/ Пск. ж.-д. музей. - Псков, 2003. - С. 193-196 ( из истории строительства ж.-д. вокзала. Есть план вокзала)
  5.  
    Донская, О.    Железный путь : За безопасностью на псковском вокзале следят техника, люди и собаки / О. Донская // Псковские новости. - 2012. - 12 сент. (N 67). - С. 16.
  6. Емелина, О.    Архитектурное описание [железнодорожного вокзала г. Псков] / О. Емелина // Из истории железных дорог Псковского края: сб. тр. сотрудников музея/ Пск. ж.-д. музей. - Псков, 2003. - С. 196-197.
  7. Железнодорожники Псковщины в дни Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Из истории железных дорог Псковского края: сб. тр. сотрудников музея/ Пск. ж.-д. музей. - Псков, 2003. - С. 109-129 (о железнодорожниках, ж.-д. колоннах особого резерва, восстановлении станции Псков в 1944 г. С ил).
  8. Загорская, Л.    Вагончик тронется вокзал останется: К 1100-летию г.Пскова / Л. Загорская // Псковская провинция (Псковский р-н). - 2003. - 25 июля. - С. 3 (о торжественном открытии железнодорожного вокзала после реставрации).
  9. История строительства и развития железных дорог Псковской губернии (1851-1916 гг.) // Из истории железных дорог Псковского края: сб. тр. сотрудников музея/ Пск. ж.-д. музей. - Псков, 2003. - С. 7-10 (есть фотографии).
  10. Левин, Н.Ф.    Здание железнодорожного вокзала / Н. Ф. Левин // Левин Н.Ф. Псков на старых открытках. - Псков, 2001. - Вып. 2: Вдоль по Сергиевской, по Архангельской.... - С. 133-134 (фотографии и историческая справка).
  11. Мисаилова, В.И.    Петербурго-Варшавская железная дорога : к 130-летию со дня открытия / В. И. Мисаилова // Земля псковская, древняя и современная: тезисы докладов к науч.-практ. конф. - Псков, 1992. - С. 42-45.
  12. Псковская область. Государственный комитет Псковской области по культуре .    Об утверждении границ территории объекта культурного наследия регионального значения "Здание железнодорожного вокзала" 1898 г., расположенного по адресу: г. Псков, Вокзальная пл., д.1 (уточненный адрес: г. Псков, ул. Вокзальная, д. 23) // Псковская правда (Псковская область). - 2011. - 27 янв. (N 13-14). - C. 6. 
  13. Псковское отделение Октябрьской железной дороги // Из истории железных дорог Псковского края: сб. тр. сотрудников музея/ Пск. ж.-д. музей. - Псков, 2003. - С. 130-192 (история с 1945 г. по настоящее время).
  14. Сертификацию прошёл // Новости Пскова (г. Псков). - 2004. - 20 окт. - С. 4 (на железнодорожном вокзале Пскова сертифицированы услуги).
  15. Строительство железной дороги Петербург-Варшава (1851-1862 гг.) // Из истории железных дорог Псковского края: сб. тр. сотрудников музея/ Пск. ж.-д. музей. - Псков, 2003. - С. 11-28. - Библиогр.: С. 28 (из содерж.: Строительство станции Псков. - С. 16-20; Станция Пыталово. - С. 21-28. Есть план вокзала в г. Псков, схемы станции Псков в 1869, 1909 гг.).
  16. Строительство Псково-Рижской дороги (1886-1888 гг.) // Из истории железных дорог Псковского края: сб. тр. сотрудников музея/ Пск. ж.-д. музей. - Псков, 2003. - С. 29-40. - Библиогр.: с. 40 (о строительстве Псково-Рижской дороги и о строительстве ж.-д. моста в Пскове, с ил.).
  17. Строительство псковских участков железнодорожных линий общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (1894-1916 гг.) // Из истории железных дорог Псковского края: сб. тр. сотрудников музея/ Пск. ж.-д. музей. - Псков, 2003. - С. 41-73. - Библиогр.: с. 72-73 (о дорогах Псков-Бологое, Москва-Крейцбург, станциях Дно, Невель, Великие Луки, линии Дно-Новосокольники, с ил.)
  18. Товстоляк, Н.Н.  О псковском участке Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги / Н. Н. Товстоляк // Земля Псковская, древняя и современная: тез. докл. к науч.-практ. конф. - Псков, 1990. - С. 42-43.
  19. Товстоляк, Н.Н.  О псковских участках железных дорог общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги / Н. Н. Товстоляк // Земля Псковская, древняя и современная: тез. докл. к науч.-практ. конф. - Псков, 1991. - С. 88-91 (появились ж.-д. узлы Дно, Великие Луки, Новосокольники).
  20. Транспортный сектор Псковской области / подгот. М. Голиков // Новая прагматика: информ.-аналитический журнал. - Псков, 2006. - № 1. - С. 101-108.