26 февраля 1908 года в Невельском уезде сгорела дотла Трехалёвская православная церковь Михаила Архангела со всем церковным имуществом и утварью. Убыток составил около 15000 рублей. По упущению причта церковь не была застрахована. Хотя ранее она страховалась ежегодно на сумму 5000 рублей. Перед пожаром в храме совершалось отпевание покойника и после окончания ритуала сторож этой церкви П. Петрочевок, уходя, оставил в алтаре жаровню с горящими углями, часть из которых упала на пол, отчего и произошел пожар.
Сгоревший храм был деревянный, стоял на высоком каменном фундаменте и, несмотря на то, что он был построен ещё в 17-м столетии, выглядел довольно прочным строением о крепких стенах.
Трехалёвский приход издревле считался православным. Он никогда не был в религиозной унии с Римом (в отличие от некоторых других невельских церквей) и в этом отношении принадлежал к Могилевской Епархии до 1833 года, т. е. до учреждения в Полоцке самостоятельной православно-епископской кафедры. До присоединения белорусских земель к России в 1772 г. приход входил в состав Польско-Литовского Королевства. Все помещики в нём были поляки–латиняне, а Трехалёвские крестьяне, напротив – православными. Угнетая и придавливая барщиной прихожан, помещики преследовали православных священников и церковнослужителей побоями, наездами, насилием склоняли их к принятию религиозной унии с Римом. Трехалёвские пастыри XVII – XVIIIвеков постоянно скрывались среди сельчан от гонения поляков, обращались к Преосвященным в Могилев с жалобами о защите от гонений со стороны шляхты. Укрепляемые силою веры, прихожане Трехалёвского храма во главе со своими священниками устояли в правоверии, и не склонились в своём большинстве на сторону унии к латинянам.
До пожара, на престоле сгоревшей церкви лежал св. антиминс, освященный в далёком 1827 году Преосвященным Павлом, Архиепископом Могилевским и Витебским. В первой половине XIXвека Трехалёвскую церковь посетил Могилёвский Владыка Преосвященный Гавриил.
Пережив унию, жестокую барщину, суровое преследование и гонения за православие, Трехалёвские прихожане вместе с причтом горько переносили утрату своего древнего храма — свидетеля исторических страданий православного люда от насилий католиков. Пожар взвалил на священника Иллариона Никоновича невообразимое бедствие, душевные и материальные тяготы. Угнетенный духом, незаслуженно порицаемый и невинно оклеветанный отец Илларион выдержал все испытания только благодаря снисходительности, милостивому и сердобольному вниманию Преосвященного Серафима, Полоцкого Архипастыря. Никонович перенес унижения с христианской кротостью и необычайным терпением, истратил все свои сбережения на устройство нового храма. Он не жалел накопленного годами по крупицам состояния – лишь бы дать своим прихожанам возможность прославлять имя Божие и удовлетворять свои религиозные нужды.
Ближайший к Трехалёву приход располагался в двенадцати верстах. И если оставить село без храма, то масса людей лишилась бы возможности посещать церковь, а значит – духовная смерть, без воздействия просветительного влияния на душевное состояние прихожан.
При существующем тогда положении православной церкви в религии как таковой, по сравнению с сектантами и раскольниками, священникам приходилось вынести множество разных формальностей, разрешений, мытарств по канцеляриям всевозможных учреждений. И всё для того, чтобы добиться разрешения построить церковь или что-то исправить в ней, починить, вбить гвоздь. Для этого требовалось смиренно пройти долгий путь – через ворох отписок, архитекторских планов, отчетностей, расписок, номеров входящих и исходящих, конвертов, пересылок, разносных.
Как вспоминал священник Владимир Сорочинский:
«Да сохранит Господь Бог на многие лета нашего наимилостивейшего Архипастыря Преосвященного Серафима, разрешившего устроить и освятить в Трехалёво церковь, минуя многие бюрократические формальности, имея ввиду только душеспасительную цель — спасение пасомых и прославление имени Святой Троицы!
Теперь везде в России иноверцы, сектанты, раскольники строят свои храмы, где хотят и как хотят, не спрашивая особых разрешений, воздвигают купола, кресты, починяют старые, исправляют обветшавшие и никто у них не спрашивает отчетностей, дозволений. А чтобы построить православную церковь, или отремонтировать её, понадобятся долгие, косные скитания по канцеляриям и масса переписки. Письмо убивает, а дух животворит».
И вот, 20-го июля 1908 года по благословению Преосвященного Серафима, Епископа Полоцкого и Витебского в Трехалёво был освящён храм во имя Преподобной Евфросинии, Княжны Полоцкой. Освящение совершал местный благочинный, священник Михаил Борисович, в сослужении следующих священников: Трехалёвской церкви – Иллариона Никоновича, Кубецкой церкви – Митрофана Ширкевича и Язно–Богородицкой церкви – Владимира Сорочинского с диаконом Стефаном Нарбутом.
Несмотря на дождливую погоду, людей собралось более тысячи человек. Все были очень рады, горячо молились, с глубоким смирением и чувством умиления взирали на обряд освящения, посылали в алтарь целые груды платков, скатертей, полотенец, мыла для омовения и утирания св. престола. У всех было повышенное религиозное настроение, слышались молитвенные вздохи и другие проявления одушевления. По освящении церкви, благочинный произнес слово о святости храма и богоугодности общественных молитв в доме Божием. Перед литургией выступил настоятель Илларион Никонович с речью о заботах и благолепии храма, о трудах, понесенных при постройке церкви. Затем взял слово священник Владимир Сорочинский, который напомнил прихожанам о духовных благах, которые христиане получают от пребывания в храме.
На клиросе звучало стройное и гармоничное пение псаломщиков Пиаровского и Дроздецкого при содействии хора учеников и некоторых прихожан – любителей церковного вокала.
Обстановка храма была весьма убогая, ведь к этому времени церковь не успела оправиться от страшного удара судьбы. В ней стоял подержанный и обветшалый иконостас, с поблекшими иконами, ещё не было лампад и хоругвей. Такой бедности храм никогда не видел, и этой скудости нельзя было удивляться.
Наибольший расцвет Трехалёвской церкви относится к последней четверти XIX века. В те времена, местный приход насчитывал 3537 человек (плюс к этому 24 раскольника), проживавших в 57 населённых пунктах Долысской, Карулинской, Сокольникской и Трехалёвских волостях. Имел две часовни: в Трехалёво и селе Ильюки. Располагал 42-я десятинами земли (около 46 Га). Ему принадлежали 144 квадратные сажени лесных угодий, в том числе 4-е десятины зарослей, 4,5 четверти посева озимых, 10 четвертей яровых, 20 возов сена. У священника и 1-го псаломщика имелись плодовые сады. В приходе было пять образовательных учреждений: 1) мужская школа Министерства народного просвещения (1870) с общежитием на 57 человек; 2) женская школа (1900); 3) воскресная школа при мужском училище; 4) школа грамоты в селе Ильюки; 5) школа грамоты в селе Модзалево.
Престольными праздниками Трехалёвского храма являлись – чествование Преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой и Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радости».
Ежегодно в Трехалёво совершались крестные ходы на колодезь – 23 мая и 1 августа (по старому стилю), а также проходили церковные ярмарки – 23 мая и 2 июля.
По сведениям жителей деревни, на момент начала Великой Отечественной войны Трехалёвской церкви уже не существовало. Скорее всего, храм был уничтожен Советской властью в годы религиозных гонений на духовенство. В настоящее время на месте церковного плаца стоит безликое отделение почтовой связи.