Синицкий Геннадий

Я начну свой рассказ о Невельской частной женской гимназии с небольшой исторической справки, которая послужит прологом дальнейшего повествования и будет, на мой взгляд, далеко не лишним познанием для любителей истории и краеведения в частности.

После подавления польского мятежа 1863—1864 гг. в Западном Крае Российской Империи прошли не только массовые чистки в среде приверженцев гимна «Ещё Польша не погибла», но и различные изменения в общественно-политической, структурной, кадровой и социальных сферах жизни населения. Данное перерождение коснулось также и стороны просвещения, где прошла настоящая трансформация учебных заведений и преподавательского состава. В частности, в 1864 г. генерал-губернатор Западного Края, граф М. Н. Муравьев, в докладной записке Государю Российскому Александру II писал, о необходимости принятия разных мер умиротворения, в том числе и следующее: «Нужно рассмотреть вновь, где следует оставить гимназии, прогимназии и трёхклассные уездные училища, и где упразднить, ибо их в крае много, а учатся в них мало. Они стоят правительству дорого и образуют только врагов России. В них постоянно сосредоточивалась польская пропаганда, и даже православные, которые получили в них образование, с особенным чувством озлобления против России содействовали мятежникам. Деньги же от закрытия сих училищ обратить на усиления народного образования в сёлах и городах для русских и с русскими учителями. Частные же женские пансионы следует совершенно уничтожить, ибо в них сосредоточивается язва польской, фанатической пропаганды между женщинами1».

Записка нашла поддержку Государственного Совета и указанные в ней меры были введены в действие с 15 июня 1865 г., применительно к Витебской губернии, возвращённой из Санкт-Петербургского в Виленский учебный округ, с 15 октября 1865 г. I

18 мая 1869 г. впервые в истории г. Невеля было открыто одноклассное частное женское училище Министерства Народного Просвещения (М.Н.П.) с назначением ему казённой субсидии по 385 рублей в год, в силу Высочайшего позволения от 8 июля 1868 года.

Учителя г. Невеля до 1914 г.  Учебник тех лет

Вдохновителем образования и содержателем данного учебного заведения стала вдова штабс-капитана Елена Ивановна Захарченко, которая одновременно являлась в нём и единственным преподавателем.

Дворянка православного исповедания Е. И. Захарченко имела домашнее образование и звание частной начальной учительницы. Она заведовала училищем с момента его основания (18.05.1869) на протяжении 17 лет, до 1886 года. На этом посту её сменила Елена Никитовна Полубинская — выпускница Могилёвской женской гимназии, которая также совмещала в одном лице должность учительницы и содержателя учреждения. Она прослужила здесь четыре года. В 1890 году место содержательницы заняла Синицкая Анна Михайловна, имевшая звание частной домашней учительницы и прослужившей на этом посту последующие 10 лет.

До прихода в училище Надежды Мулярчик сведения об этом учебном заведении носят частичный и разрозненный характер. Они размыты в общих ведомостях Витебской Дирекции народного образования, и чтобы их как-то систематизировать и привести в надлежащую временную последовательность, с именами и документальной отчётностью, придётся приложить немало усилий и времени, потому как, научные исследования такого характера всегда были и остаются затратными и трудоёмкими.

Надежда Антоновна Мулярчик (урождённая Борнио) получила образование на педагогических курсах при Санкт-Петербургской женской гимназии ведомства Императрицы Марии, которые успешно окончила в 1887 году со званием домашней наставницы. По данным Памятной книги Виленского учебного округа она вступила на ниву просвещения 10 октября 1889 года. Распоряжением директора народных училищ Витебской губернии от 26 декабря 1901 года Н. А. Мулярчик была назначена временно исполняющей делами, а с 11 марта 1902 г. официально утверждена в должности содержательницы Невельского частного женского училища.

С первых дней своего правления она начинает активно заниматься преобразованием училища и даже, в 1901 году обращается с ходатайством к Его Превосходительству господину попечителю Виленского учебного округа относительно открытия в Невеле правительственной 4-х классной женской прогимназии на базе её учебного заведения. Однако это прошение было отклонено, так как город не смог принять всех нужных расходов по содержанию прогимназии на свой счёт, и просил на это из государственной казны ежегодное пособие в размере 2000 рублей2.

Спустя год, по новому ходатайству Н. А. Мулярчик Постановлением попечительского совета при управлении Виленского учебного округа от 12 сентября 1902 г., Невельское частное одноклассное женское училище было преобразовано в 4-х классное.

До этого момента в нём обучалось незначительное количество учащихся: 1879 г. — 15 девушек, 1884 г. — 25 учениц, 1900 г. — 40 человек. С 1902 г. численность учащихся стало заметно увеличиваться, и к началу 1906 г. составила — 80 учениц. К этому времени училище уже обладало всеми необходимыми учебными пособиями и даже имело две библиотеки: фундаментальную и ученическую.

Надо отметить, что на 1-е января 1906 года, в г. Невеле, по статистическим данным уездной полиции, числилось 12 582 человека: 5714 — мужского пола, 6868 — женского. Из них, христианских исповеданий, преимущественно православных — 7448 чел., и иудейского — 5134 чел. Всего в Невельском уезде проживало 113 418 душ обоего пола. Разумеется, русское население в уезде составляло подавляющее большинство.

В описываемое время, жизнь в Невельской округе заметно оживилась. Причиной тому стало проведение железнодорожных сообщений: Санкт-Петербургско-Киевского и Бологое-Седлецкого направлений, следовавших через город, и третьего направления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, проходящей по уезду. Вследствие чего, возросло торговое и промышленное развитие в нашей местности, а также, усиление отношений с крупными центрами: Москвой, Санкт-Петербургом и Ригой.

Родители начали ясно осознавать, что современные условия жизни стали диктовать крайнюю необходимость в получении подрастающим поколением элементарного начального образования, чтобы с помощью этого образования, дети могли в будущем получать необходимые средства к существованию.

Кроме того, как чиновникам, так и всем городским и уездным жителям с каждым годом становилось труднее устраивать своих детей в губернских гимназиях и больших уездных городах, потому что условия жизни становились дороже. Содержание в таких городах ребёнка достигало 25 и даже 30 рублей в месяц, что являлось непосильными расходами, как для простого обывателя, так и любого государственного служащего, особенно если приходилось устраивать двух-трёх детей одновременно.

С другой стороны, все эти учебные заведения были переполнены местными учащимися до такой степени, что весьма часто, особенно в младших классах, для приезжих не оказывалось вакантных мест даже за высокую плату. К примеру, открытая в Витебске в 1905 году Алексеевская женская гимназия М. Н. П. в первый же год не смогла удовлетворить даже половины поданных прошений о принятии на учёбу. Полоцкая женская гимназия была также переполнена, а Двинская, отстоявшая от Невеля в 350 верстах, вообще не принимала ходатайства иногородних в первые четыре класса. Потому как, далеко не все родители могли учить дочерей в продолжение 7—8 лет гимназического курса, и многие девицы стремились получить образование именно в пределах элементарного курса 4-х классов гимназии или прогимназии, чтобы затем преследовать различные практические цели, например, поступать в специальные учебные заведения: фельдшерские, профессиональные, пройти краткий курс телеграфной школы и т. д.

Всё вышеизложенное являлось неоспоримым свидетельством того, что Невель должен был иметь подобное учебное заведение, и он его имел, однако оно было частное и потому не могло становиться в один ряд с министерскими. Вернее, аттестат об его окончании не давал широких возможностей, как государственный. Поэтому, 24 апреля 1906 года Н. А. Мулярчик обращается к Директору народных училищ Витебской губернии с ходатайством за №3211, о присвоении выпускникам её училища прав правительственных учебных заведений, что являлось насущной потребностью для всего Невельского уезда.

Главным преимуществом данного прошения было отсутствие ходатайства о какой-либо финансовой поддержки со стороны государства и представленный отзыв участкового инспектора Витебской Дирекции народного образования Дмитрия Тарасовича Никифоровского, по последней ревизии училища, следующего содержания:

«Преподавание ведётся в соответствии с планом училища по программам, утверждённых попечителем Виленского учебного округа 29 октября 1902 года. Все учебные руководства и пособия употребляемые в училище одобрены Министерством Народного Просвещения. Программы по всем предметам и во всех классах училища пройдены. Учебный материал усвоен учащимися твёрдо, и осмысление их ясно и обстоятельно. Ответы, не чуждые находчивости и сообразительности, свидетельствуют о том, что учащие обращают должное внимание на развитие умственных способностей учениц.

Преподавание русского языка, требующее особого умения и усердия, в училищах с разноплеменным составом учащихся, находится в руках самой содержательницы училища госпожи Мулярчик и поставлено вполне правильно. Её многолетний педагогический опыт и твёрдое усердие преодолевают соединенные с преподаванием этого предмета трудности и вознаграждаются хорошими успехами. Письменные работы ведутся методично и аккуратно. При изучении истории, географии, естествоведения, учащиеся всегда пользуются картами, таблицами и другими пособиями, находящимися в училище и хорошо знакомятся с ними. Воспитательная часть находится в очень хорошем состоянии3».

9-го июня 1906 года, на заседании Попечительского Совета при Управлении Виленского учебного округа, под председательством Его Превосходительства Попечителя — действительного статского советника барона Б.Э. фон Вольфа, данное прошение было рассмотрено положительно, по результатам которого принято Постановление о ходатайстве перед министром народного просвещения присвоения учащимся Невельского частного женского 4-х классного училища прав правительственных 4-х классных прогимназий, а самому училищу наименования частной прогимназии, но с тем условием, чтобы учебные курсы были приведены в полное соответствие с программой первых 4-х классов женских гимназий М. Н. П.

В указанном Постановлении также отмечалась необходимость приведения в соответствие численного состава учениц, количество которых не должно было превышать 40 человек в одном классе. Кроме того, в обязательном порядке предписывался надзор за учебной частью образовательного учреждения со стороны местного участкового инспектора народных училищ и присутствие депутата от учебного ведомства на производимых экзаменах в прогимназии.

13 июля 1906 года по данному ходатайству было отправлено отношение попечителя Виленского учебного округа в адрес министра народного просвещения Петра Михайловича Кауфмана, за №9247, которое было одобрено последним 20-го числа того же месяца4.

Обязательными предметами в прогимназиях были: Закон Божий, русский язык, история, география, арифметика, чистописание и рукоделие.

Необязательными: иностранные языки (как правило — немецкий, французский), рисование, музыка, пение и танцы.

Документы РГИА. Ф.733 Оп.166 Д.1347     Документы РГИА. Ф.733 Оп.166 Д.1347    Документы РГИА. Ф.733 Оп.166 Д.1347

Спустя несколько месяцев, на основании Постановления попечительского совета Виленского учебного округа от 11 апреля 1907 г., распоряжением того же министра народного просвещения от 24 мая 1907 г. за №10836 частная женская прогимназия Н. А. Мулярчик была преобразована в полноценную гимназию, с условием ежегодного открытия одного старшего класса, до состава семи, что и было сделано в течение последующих трёх лет5.

В гимназиях, кроме вышеперечисленных обязательных предметов добавлялись — всеобщая география, естественная история, физика и гимнастика. В педагогических классах: методика русского языка, арифметика и упражнения в преподавании. К необязательным допускались: словесность и новые языки. Учебные планы приближались к планам мужских гимназий, а по некоторым предметам были тождественны. Окончившие 7 классов гимназии получали аттестаты на звание учительницы начальных школ, окончившие 8 классов — на звание домашней учительницы, а получившие медаль — домашней наставницы. Окончившим 8 классов гимназии был открыт доступ на высшие женские курсы без экзаменов.

До описываемых выше преобразований, данное учебное заведение не имело собственного здания и располагалось в наёмных помещениях. Известно, что в учебный 1903—1904 год оно находилось в доме невельского мещанина Моисея Рябчика, на Полоцкой улице. Однако в это же время, в памятной книге Виленского учебного округа значится, что гимназия размещалась в двух наёмных помещениях с арендной платой 750 рублей в год.

С 1909 года гимназия стала размещаться в доме №1, на углу Георгиевской и Божедомской улиц, в собственном каменном двухэтажном здании (построенном в долг) из красного кирпича, сохранившегося до наших дней, которое имело просторные классные комнаты, оборудованные мебелью, физический кабинет и библиотеку.

Помимо указанной выше субсидии от государства в размере 385 руб/год, гимназия содержалась на суммы сбора за обучение: 35 руб/год — в приготовительном классе, 45 руб/год — 1,2, 3 классы, 55 руб/год — 4 и 5 классы, 60 руб/год — 6 и 7 класс. Однако были и исключения из правил, так, например, в 1910 г. — 26 учениц обучались в бесплатно, а с 1 января 1909 года губернское ведомство учредил о в гимназии девять стипендий. Выбор стипендиаток обсуждался земской уездной комиссией. Как правило, это были ученицы, отличавшиеся примерным поведением и хорошей успеваемостью.

В мае 1910 году состоялся 1-й выпуск Невельской женской гимназии. Из учениц, подвергшихся экзаменам на право получения свидетельства в знании курса семи классов, выдержали экзамены и были призваны достойными получения свидетельств, следующие ученицы: О. Бенкевич, М. Беленькая, М. Иткина, С. Кисина, Е. Козлова, Б. Кубланова, С. Кубланова П. Лебедева, Г. Левинсон, Х. Мазель, Л. Неймарх, А. Оршанская, Р. Папернова, Д. Папернова, В. Парфанович, А. Пинчук, А. Симонова, Х. Хейфиц, Л. Чарноукая, М. Черепова, Х. Шапиро. Черепова Мария за примерное поведение и отличные знания по предметам курса гимназии была удостоена золотой медали, а ученицы Пинчук Анна и Неймарх Лея были удостоены серебряных медалей.

Согласно отчету Н.А.Мулярчик, от 22 февраля 1911 года, в Невельской частной женской гимназии обучалось 306 учащихся, из которых в подготовительном классе — 22 ученицы, в 1-м классе — 38, во 2-м — 40, в 3-м — 46, в 4-м — 44, в 5-м — 39, в 6-м — 39, в 7-м — 38. Из 306 учениц — 203 были иудейского вероисповедания, 95 — православного, 7 — католического, 1 — лютеранского. По сословиям: из семей потомственных дворян — 9 девочек, из семей личных дворян и чиновников — 20, из семей почетных граждан и купцов — 23, из семей духовного звания — 9, из крестьянских семей — 23, из семей мещан и цеховых — 221 девочка.

14 ноября 1914 года Надежда Антоновна Мулярчик умерла. Её супруг, Григорий Никифорович Мулярчик, в это время — инспектор Невельского высшего начального училища, через директора народных училищ Витебской губернии возбудил ходатайство, перед попечителем Виленского учебного округа, об утверждении его в правах содержателя частной Невельской женской гимназии. На заседании попечительского совета при управлении Виленского учебного округа 18 февраля 1915 года было принято решение сохранить Невельскую частную женскую гимназию. Однако, тот же орган, был вынужден отказать в прошении Г. Н. Мулярчику, т.к. не увидел оснований к удовлетворению этого ходатайства, сославшись на то, что он не имел высшего образования, состоял на государственной службе, и частная гимназия являлась женским учебным заведением. Вследствие чего, заведующим учебной частью был назначен директор местной учительской семинарии Григорий Антонович Русецкий, а Г. Н. Мулярчику было разрешено заведовать хозяйственной частью учебного заведения.

21 марта 1915 года Мулярчик вторично подал прошение об утверждении его в правах содержателя Невельской частной женской гимназии, ссылаясь на то, что в Высочайше утвержденных 1 июля 1914 года «Правилах о частных учебных заведениях, классах и курсах Министерства народного просвещения» нет указаний на то, что состоящие на государственной службе, не могли быть учредителями частных учебных заведений; так же там не было указано, что содержатели средних частных учебных заведений должны иметь высшее образование, и что лица мужского пола не могут быть содержателями частных женских учебных заведений. С просьбой о поддержке Г. Н. Мулярчик обращался к губернатору Витебской губернии и в Министерство народного просвещения. В итоге, Управляющим Виленского учебного округа данное прошение было удовлетворено 28 августа 1915 г.

Военные действия 1914 — 1915 гг. не повлияли на ход учебного процесса, но сыграли важную роль в укрепление патриотического настроения среди учащихся. Так, ученицы гимназии вели сбор денежных средств, для оказания помощи фронтовикам. На уроках рукоделия гимназистки шили рубахи, жилеты и другую одежду, отправляли на фронт продовольственные посылки.

В это время гимназия насчитывала 341 воспитанницу.

За время своего существования Невельская женская гимназия принесла огромную пользу населению в деле просвещения. В ней могли получать образование не только дети состоятельных родителей, но и дети бедняков: ежегодно двадцать девочек из бедных семей обучались бесплатно, десять учениц за умеренную плату, кроме того было учреждены две стипендии имени Александра II, в память об освобождении крестьян от крепостной зависимости, две стипендии в память Отечественной войны 1812 года, столько же стипендий в память трехсотлетия царствования Дома Романовых, десять стипендий от губернского и уездного земства.

Последний выпуск гимназии состоялся 25 апреля 1918 года. Согласно протокола педагогического совета, 57 воспитанниц 7-го класса были признаны достойными получения свидетельства об окончании учебного заведения.

1 октября 1918 года все учебные заведения образовательных ведомств России были переданы в ведение Народного комиссариата просвещения.

Согласно Декрета ВЦИК от 16 октября 1918 года «О единой трудовой школе» Невельская женская гимназия была преобразована в Невельскую единую трудовую советскую школу.

В разные годы, в описываемом образовательном учреждении преподавали6—7:

— Никифоровский Дмитрий Тарасович — заведующий учебно-воспитательной частью гимназии, инспектор народных училищ Витебской губернии, кандидат СПб духовной академии (1896), православного исповедания, на ниве просвещения с 9 октября 1896 г., кавалер ордена Станислава 3 ст.;

— Покровский Василий Иванович — заведующий учебно-воспитательной частью, статский советник, директор учительской семинарии, в должности с 15 августа 1913 г.;

— Русецкий Григорий Антонович, заведовал учебно-воспитательной частью с 15 августа 1914 г., директор Невельской учительской семинарии, дворянин православного исповедания, коллежский советник;

— Петровский Пётр Иванович, протоиерей, законоучитель православного вероисповедания, окончил Полоцкую духовную семинарию в 1867 г., на службе с 15 июля 1867 г., в должности с 1-го августа 1906 г. кавалер орденов св. Анны 2 и 3 ст. За заслуги по духовному ведомству имел: набедренник, скуфью, камилавку, наперсный крест и серебреную медаль в память царствования Императора Александра III;

— Вишневский Игнатий Августинович, православный священник, выпускник Витебской духовной семинарии, на службе духовного ведомства с 23 сентября 1892 г. в должности законоучителя с 1 августа 1910г.;

— Никанор Спасский, православный священник, законоучитель;

— Дейнис Пётр Осипович, учитель, упоминается в 1900 г.;

— Егоров Аркадий, учитель, выпускник Виленского учительского института, упоминается в 1904 году;

— Эдур Иван Яковлевич, учитель, выпускник Виленского учительского института, упоминается в 1904—1908 гг.;

— Шульц Зинаида Владимировна, учительница арифметики, надзиратель женского класса, православная, воспитанница Ломоносовской женской гимназии в Риге, которую успешно окончила в 1901 г., поступила на службу с 1-го сентября 1901 г., в должности с 1 августа 1906 г.;

— Ивицкая Зоя Константиновна, учительница, упоминается в 1904—1905 гг.;

— Шульц Лидия Владимировна, учительница немецкого языка, евангелическо-лютеранского исповедания, выпускница Витебской женской гимназии ведомства Императрицы Марии со званием домашней учительницы, прослушала курс по преподаванию немецкого языка в г. Йен, на службе с 16 января 1903 г., в должности с 1-го августа 1906 г.;

— Драгун Эмилия Матисовна, учительница французского и русского языка, евангелическо-лютеранского вероисповедания, окончила Витебскую женскую гимназию ведомства Императрицы Марии в 1905 г. со званием домашней учительницы, на службе и в должности с 1 сентября 1907 г.;

— Арронет Вера Георгиевна, учительница, упоминается в 1904 г.;

— Срезнева (Селезнева) София Ивановна, учительница, упоминается в 1904—1905 гг.;

— Фёдоров Тимофей Васильевич, православного исповедания, регент при Невельском Успенском соборе, преподаватель пения, выдержал экзамен на учителя уездного училища, на ниве просвещения с 1 января 1887 г., в должности с 1-го августа 1906 г.;

— Самохвалов Аркадий Гаврилович, учитель истории не имеющий чина, православного вероисповедания, окончил Виленский учительский институт в 1905 г., на службе с 1 июля 1905 года, в должности с 20 августа 1906 г.;

— Данкверт Клавдия Викторовна, учительница, домашнее образование, упоминается в 1908 г.;

— Дымман Лидия Владимировна, учительница, имела домашнее образование, упоминается в 1908 г.;

— Мулярчик Григорий Никифорович, учитель геометрии и алгебры, православного вероисповедания, учитель-инспектор городского училища, надворный советник, окончил Виленский учительский институт в 1889 году, на службе с 1 января 1891 г., в должности с 1 августа 1907 г., кавалер орденов св. Анны (1 января 1904) и св. Станислава 3 ст.;

— Стефанова-Либенсон Мария Васильевна, учительница математики, физики и естествознания истории, евангелическо-лютеранского исповедания, выпускница СПб высшей женской школы по физико-математическому отделению, в должности с 25 сентября 1908 г.;

— Груша Иван Фёдорович, учитель арифметики не имеющий чина, православного вероисповедания, выпускник Виленского учительского института в 1902 г., на службу поступил 1 августа 1902 г., вступил в должность 1-го сентября 1907 г.;

— Барская Евгения Сергеевна, учительница французского языка, православная, воспитанница Смоленской женской гимназии, слушательница 3-классных курсов французского языка Галкиной в СПб, в должности с 17 сентября 1908 г.;

— Родзевич Наталья Ивановна, православная, учительница русского языка (она же классная надзирательница), окончила 8 классов при Полоцкой женской гимназии, в должности с 1-го сентября 1908 г.;

— Блажевич Александра Владимировна, православная, учительница рисования, окончила Полоцкое женское училище духовного ведомства в 1904 г. со званием домашней учительницы, на службе и в должности с 1-го сентября 1907 г.;

— Никифоровская Валентина Николаевна, православного исповедания, учительница рукоделия, выпускница Витебской женской гимназии ведомства Императрицы Марии в 1899 г. со званием домашней учительницы, прослушала летние курсы в профессиональной школе фон Дельвига (СПб), поступила на службу и в должность с 1-го сентября 1909 г.;

— Авилов Александр Алексеевич, православный, выпускник Императорского Харьковского университета факультет физики и математики, в должности учителя физики и математики с 1-го августа 1909 г.;

— Каймук Валентина Александровна, православная, воспитанница СПб женского педагогического института, факультет истории и филологии, учительница словесности и литературы с 1-го января 1910 г.;

— Волошина Татьяна Никитовна, православного исповедания, учительница рисования, выпускница Миргородской художественной промышленной школы им. Гоголя, а также прослушала педагогические курсы при данной школе, имеет звание учёной рисования, на ниве просвещения и в должности с 1-го сентября 1909 г.;

— Беренфельд Ирма Александровна, лютеранка, выпускница пед. курсов в Риге, в должности учительницы гимнастики с 1-го августа 1909 г.;

— Быкова Варвара Васильевна, православного исповедания, учительница истории и географии, окончила СПб высшие женские курсы по отделению истории и филологии, на ниве просвещения и в должности с 20 сентября 1911 г.;

— Северова (Боброва) Зинаида Васильевна, православного исповедания, учительница математики и физики, окончила СПб высшие курсы физико-математического факультета, на ниве просвещения с 1 сентября 1911 г.;

— Сахаркевич Юлиан Клементьевич, учитель естествознания, выпускник Виленского учительского института, на ниве просвещения с 1 августа 1907 г., в должности с 20 сентября 1911 г.;

— Малово Анна Николаевна, учительница французского языка, православного исповедания, окончила курсы французского языка Лохвицкой в СПб со званием домашней учительницы, на ниве просвещения и в должности с 15 сентября 1910 г.;

— Панченко Михаил Андреевич, учитель чистописания и рисования, православный, выпускник Миргородской художественно-промышленной школы им. Н. В. Гоголя и прослушал педагогические курсы при названной школе, 14 разряд, на ниве просвещения с 11 октября 1910 г., в должности с 1 августа 1912 г.;

— Юркова Нина Алексеевна, православная, учительница литературы и словесности, в 1914 г. также преподавала историю и географию, окончила СПб высшие женские курсы по историко-филологическое отделение, на службе и в должности с 1 августа 1910 г.;

— Ореус Антонина Павловна, православная, учительница рукоделия, классная надзирательница, воспитанница Полоцкого женского училища духовного ведомства, прослушала летний курс в профессиональной школе фон Дельвига в СПб, на ниве просвещения с 1 августа 1911 г., в должности с 1 августа 1912 г.;

— Чунихин Владимир Иванович, наставник учительской семинарии, преподавал литературу и словесность;

— Никольский Александр Александрович, наставник учительской семинарии, преподавал географию, с 1 августа 1913г.;

— Гошкевич Наталья Михайловна, православного исповедания, учительница рукоделия, выпускница СПб Елисаветинского женского института, на ниве просвещения и в должности с 1 сентября 1913 г.;

— Жучинская Валентина Константиновна, православного исповедания, преподаватель русского языка в 1 и подготовительном классах, классная надзирательница, воспитанница Невельской частной гимназии Мулярчик и 8 классной Полоцкой женской гимназии, на службе и в должности с 1 сентября 1913 г.;

— Зараковский Анатолий Петрович, учитель естествознания;

— Вержболович В. О., учитель литературы и словесности;

— Гришмаловская Н. А.

— Вронская А. А.

— Якобсон А. К.

— Федько Л. Д.

Примечание, источники:

  • Чубов П. // Невельское уездное училище за 100 лет существования (1799—1899), Витебск, Губернская типо-литография, 1899 г., Гл. 5 стр.26;
  • НИАБ. Ф. 2507 Оп.1 Д. 2468
  • РГИА. Ф.733 Оп.166 Д. 1347 // Протокол заседания попечительского совета №18 от 9.06.1906 г.
  • РГИА. Ф.733 Оп.166 Д.1347 // Отношение попечителя Виленского учебного округа
  • ГАПО. Ф.658 // Невельская женская гимназия. Историческая справка
  • Памятные книги Виленского учебного округа за 1873 — 1915 гг.
  • Памятные книги Витебской губернии за 1861 — 1914 гг.