Синицкий Геннадий

Одним из направлений просвещённого абсолютизма Екатерины Великой являлось увеличение грамотности населения, поэтому нет ничего удивительного в том, что вследствие первого раздела Речи Посполитой, на возвращённых землях Полоцкой, Витебской и Двинской провинций, которые 14 декабря 1772 года были причислены к Псковской епархии1, началось развитие образования.

Часть I

Правда, это происходило не так быстро, как хотела Императрица, поэтому только спустя семь лет, 3 июля 1779 года, в коллегию экономии синодального правления последовало высочайшее распоряжение государыни о ежегодном отпуске денежных средств (500 рублей), в распоряжение Псковского архиепископа Иннокентия Нечаева, на заведение духовных школ в Полоцкой губернии2.

Ведомость духовного училища за 1807 г.  Ведомость духовного училища за 1807 г.

В это время Полоцкая провинция насчитывала 24 православных храма3 или как ранее употреблялось выражение — благочестивой церкви, которые почти все располагались на небольшом расстоянии от Невеля. Ну, а так как от этих церквей до Пскова путь далеко не близкий, то детям священно-церковно-служителей обучаться грамоте в Псковской семинарии было крайне неудобно и затруднительно. Именно поэтому, 6-го апреля 1780 г. Преосвященный Иннокентий дал своей консистории распоряжение об учреждении в Невеле духовной гимназии или училища. С этой целью, в распоряжение Невельского духовного правления был направлен — Псковской семинарии сеньор, богословии студент4, Дорофей Чарной («…отправить его туды вскоре по празднике Пасхи и с ним книги и денег с подлежащей к сему суммы, а именно: двести двадцать рублей, выдав и на наем подвод, что будет потребно5).

Первое, что предписывалось сделать Дорофею — составить список детей священно-церковно-служителей в Невельской округе от 8 до 18 лет, и принять их на учёбу, о чём незамедлительно выслать поимённую ведомость в духовное правление. То есть, данное предприятие не являлось добровольным для праздно живущих отпрысков духовного звания, оно было обязательным требованием, на которое было сделано соответствующее распоряжение Псковской духовной консистории.

Дети, имеющие родителей или близких родственников, должны были обучаться за их счёт. На казённое содержание принимались только круглые сироты, но их число не должно было превышать десять человек. О приёме учеников на казённый кошт свыше установленной нормы, необходимо было получить определение консистории, которая запрашивала достоверные сведения от Невельского духовного правления в каждом конкретном случае. В неограниченном количестве разрешалось принимать желающих из других сословий, но за определённую плату. Сумма этой платы не упоминается но, на содержание каждого казённокоштного ученика отводилось по 10 рублей в год, и употреблялись они, цитирую: «на пищу без-нуждную, також платье, а именно: кафтаны из сермяжнаго или солдатскаго сукна, шубы овчинныя и нужное для обуви и прочаго, полагая известное время, на сколько чему быть12».

На выделенные деньги следовало приобрести дом для ведения занятий и проживания, как преподавателя, так и учеников. Учителю полагалось жалование 50 руб/год, его помощнику (искусному причётчику) — награждение определялось по трудам и заслугам, а сторожу и повару — по 30 руб/год.

Гимназия состояла из двух школ (классов, ступеней). В первой учили читать и писать, как по-русски, так и по-польски. Кроме того, здесь же обучали нотному пению.

Во второй изучали латынь (письменно и устно) до высшего грамматического класса, называемого — синтаксима6. Знание арифметики в 4-х частях: сложение, вычитание, деление и умножение.

В обеих школах предписывалось изучение краткого (азбучного) катехизиса7, с устным пояснением преподавателя. Кстати, для преподавания наук Чарной привёз в Невель: 25 — азбук с катехизисом; 25 — учебных псалтирей; 20 — грамматик для латинского языка; 25 — нотных печатных книг; и, цитирую: «вместо элементарей для латинского языка первоначальных оного слов десять (10); аспидныя доски с грифелями, для обучения арифметике, и прописи, для учения исправно писать».

Книги предписывалось выдавать ученикам за определённую цену. Исключением были казённокоштные воспитанники, которым учебники выдавались — «безденежно».

Из одного класса в другой переводили по имеющимся способностям к дальнейшему обучению и наличием «не урослых лет», т.е. воспитанник не должен был быть взрослым (иными словами, чтобы не поздно было учиться). Те же, кто не подпадал под заданные параметры, но умели исправно читать, писать или петь, по достижении определённого возраста рекомендовались на службу в качестве причётчиков (рядовых церковников, клириков), т.е. чтецов, дьячков, псаломщиков, пономарей и т.д,

По каждому ученику составлялось обязательное мнение учителя, как правило, оно выражалось в одном или двух словах: к наукам «туп», «понятен» или «средственно понятен». Отчёты об успехах воспитанников, пройденном материале, расписании и т.д., ежеквартально отправлялись в училищный комитет епархии. Успешно окончившие полный курс обучения рекомендовались к поступлению в семинарию.

В 1788 году Невельская духовная гимназия была переведена в г. Полоцк, где при Богоявленском монастыре, по Резолюции Преосвященного Иннокентия, Указом Псковской духовной консистории от 25 августа того же года была учреждена Полоцкая духовная гимназия, учителем в которой был определён выпускник Киевской духовной академии, богословии студент, иеромонах Никодим.

Часть II

О причинах перевода учебного заведения из уездного города в губернский, можно только догадываться, потому как, ни в одном источнике они не упоминаются. Напротив, обстоятельства возвращения гимназии в Невель, после пятилетнего пребывания в Полоцке, описаны достаточно подробно. Дело в том, что в конце 1792 года в Полоцкой духовной гимназии числился только один ученик. Родители отказывались посылать своих детей из Невельского и Себежкого благочиний по причине отдалённости и дороговизны жизни в центре губернии. Отсутствие близких родственников и малое количество православных церквей в Полоцкой округе так же возымело своё действие на принятие решения о переносе гимназии обратно в Невель.

22 января 1793 года Преосвященный Иннокентий прислал в консисторию соответствующий ордер, во исполнение которого последовал Указ об упразднении гимназии в Полоцке и об «учреждении по прежнему оной в Невле, по перевозе в нее всех надлежащих для гимназии книг и учителя — иеромонаха Никодима12».

На первых порах гимназию разместили в Невельском Преображенском монастыре, но плачевное состояние обители не позволило ей стать центром просвещения. Малое количество, теснота и гнилость келий не могли приютить даже преподавателя. Учитель жил вместе с учениками в одном из помещений духовного правления, что располагалось в покоях монастыря.

31 мая 1797 года иеромонах Никодим обратился в Невельское духовное правление с просьбой освободить его от должности учителя, по причине невыплаты ему жалования на протяжении второго года службы.

Несмотря на то, что в остатке от расходов на содержание Невельской гимназии оставалась астрономическая по тем временам сумма в 928 руб. 16 коп.8, вознаграждение учителю действительно было прекращено ввиду малого количества учеников — 6 человек, из которых только трое изучали азбуку латинского языка, а остальные учились читать и писать по-русски.

Помимо жалования педагогу прекратилось и финансирование самой гимназии, перестали поступать деньги: на дрова, пенсии, пищу, принадлежности и прочее. В итоге, учебный процесс почти пресёкся. И чтобы этого не произошло окончательно, в дело пришлось вмешаться Преосвященному Анастасию Братановскому — архиепископу Белорусскому и Могилёвскому (с 10 января 1795 г. Полоцкая губерния и в том числе Невель были перечислены из Псковской епархии в Могилёвскую).

Стараниями архиерея была учинена проверка численности в Невельском уезде детей священно-церковно-служителей в возрасте от 8 до 14 лет, коих оказалось 28 душ, из которых в гимназии числилось только 9 человек. Узнав об этом Братановский распорядился ввести систему штрафов и послать указы в Невельское правление, а также: в Себежский и Усвятский духовные заказы с тем, чтобы находящиеся в их ведомстве дети от 6 до 12 лет немедленно были направлены на учёбу в Невельскую гимназию и впредь посылались бы. С тех же, кто не выполнит данное указание взыскивать: на первый раз — 5 руб.; второй — 10 руб.; третий — 25 рублей. Контроль за исполнением воли владыки возлагался на местные благочиния, под угрозой аналогичных штрафных санкций.

Разумеется, подобное нововведение возымело положительную реакцию на развитие учебного процесса в целом, однако случались инциденты с побегами учеников, которых непременно ловили и возвращали к занятиям. Некоторые воспитанники стали укрываться по домам родственников, так как у родителей их быстро находили. На что Анастасий отреагировал увеличением круга штрафников — помимо родителей и духовного руководства, штрафу стали подлежать и укрыватели, по 1 рублю за каждый пропущенный день учёбы.

И всё-таки, духовное сословие неохотно отдавало своих детей в гимназию, ссылаясь на различные причины, в основном, на состояние крайней бедности, как своих семей, так и семей родственников из-за чего увеличилось число прошений о принятии детей на казённое содержание. В итоге, духовенству было разрешено проводить начальное обучение отпрысков на дому и отдавать их в гимназию уже к высшим классам или сразу к поступлению в семинарию.

Проблемы с помещением также были решены, 31 мая 1799 года, игумен Спасо — Преображенского монастыря о. Сергий рапортовал в консисторию, что отыскал в Невеле под гимназию партикулярный9 дом, с арендной платой 35 руб/год, где она и находилась последующие два года.

В октябре 1801 года ввиду неудобства и тесноты учебного помещения, гимназия вновь переселилась в монастырь, но теперь уже она занимала все помещения духовного правления, члены которого переместили заказ в дом протоиерея Белинского.

Летом 1804 года гимназия была переименована в училище, так как по губернским городам стали открываться министерские гимназии, прикреплённые к университетам, с преподаванием более высших наук. Впрочем, это мало что изменило, так как название «гимназия» продолжало употребляться и после этого, как в обиходе, так и в официальных документах того времени.

Несмотря на грозное предостережение Белорусского владыки: «Кто гимназического учения не кончил, тот ни во священники, ни в дьяконы к производству пусть не думает являться10», духовенство желало воспитывать детей у себя на глазах. Их пугала суровость и неприглядность обстановки училища, которая могла погубить их малолетних детей. В ответ на понуждения к отправке детей в Невельское духовное училище, одни испрашивали разрешение на открытие своих школ, как, например, это сделали в Себежской округе (школа в доме Боболуцкого священника Василия Петрашня), другие настойчиво продолжали просить начальство о принятии их отпрысков в семинарию на казённое содержание, где обстановка была куда более лучшей чем в гимназии. В итоге, из-за малого количества учеников13, в 1809 году, Невельское духовное училище было преобразовано в приходское11.

Часть III

Учителя Невельской гимназии

1. Дорофей Чарной (Чарный) с 1780 года, питомец (сеньор) Псковской духовной семинарии, богословии студент.

2. Иеромонах Никодим, в миру Николай Боровиновский, уроженец Малороссии, сын священника, родился около 1749 года. Проходя с 1760 г. в Киевской академии с низших классов учебные предметы, два года обучался философии и четыре богословии, сверх латинского изучал еврейский и греческий языки. По окончании учения в 1777 г. поступил в Киевский Кирилловский монастырь, где в следующем 1778 г. принял иночество и затем проходил ключническое и казначейское послушания, был письмоводителем и присутствующим в соборе. По упразднении Кирилловского монастыря о. Никодим (с 1784 г. иеромонах) был отправлен в Полоцк, где открывал вновь учрежденную (в 1788 г.) гимназию, в котором был учителем 4 года, а оттуда, по переведению оной гимназии (в 1793 г.) в Невель, продолжал там учительскую деятельность в течение 5 лет. В 1798 г. преосвященным Анастасием был вытребован в Могилевскую семинарию, где обучал воспитанников синтаксиме в течение одного года. 31 марта 1799 г. о. Никодим был назначен крестовым иеромонахом Могилевского архиерейского дома с обязанностью ставленникам во дьячки и пономари толковать катехизис. Вскоре о. Никодим был награжден набедренником и назначен благочинным Могилевского кафедрального Спасо-Преображенского монастыря. 22 апреля 1805 г. о. Никодим был назначен префектом Могилевской семинарии, а в январе 1808 г. вице-ректором.

3. Дмитрий Павлович Харкевич, воспитанник Могилевской семинарии, богословии студент, с конца марта 1799 г. В Невеле пробыл недолго, — был переведен учителем в Гомельскую гимназию.

4. Григорий Шункевич, 1800—1801 гг.

5. Онуфрий Степанович Костко, в монашестве Орест, автор известных записок, был учителем Невельской гимназии с сентября 1801 г. по декабрь 1804 г. включительно. Отец Костко был священником в Могилевской губ. в местечке Гейшин (в настоящее время агрогородок Гиженка). 1 февраля 1796 г. он скончался оставив после себя вдову с четырьмя сиротами: тремя мальчиками и девочкой. Онуфрий с 1791 г. учился в семинарии, прослушал один год риторику. «Не имея чем снабдевать себя» 15 января 1798 г. подал прошение об определении послушником в Буйницкий монастырь. По счастью на бедного юношу обратил внимание вновь прибывший в Могилев преосвященный Анастасий: владыка поселил его в своем доме, предоставив пользоваться там пищей и возвратил его в семинарию, где Костко вскоре сделался сеньором, и в 1801 году окончил полный курс обучения. Будучи в Невеле 2 ноября 1802 г. постригся в монахи. В декабре 1804 г. Орест был назначен комиссаром Могилевской семинарии, но по слабому здоровью отказался от этой должности и остался проживать в Невеле. 14 ноября 1806 г. Ореста назначили ризничим и казначеем Могилевского архиерейского дома. Скончался в 1850 г. в сане игумена.

6. Иван Андреевич Белинский, сын Невельского протопопа, родился около 1782 г. Путь к наукам начал в Невельской гимназии с 1794 г., обучался с низших латинских классов. В 1798 г. поступил в Могилевскую семинарию, где начал учение от поэзии в философию. В январе 1805 г. был определен учителем в Невельское духовное училище. В июле 1809 г. Белинский был рукоположен во священника к Невельской Воскресенской церкви и одновременно назначен смотрителем приходского училища (прежней гимназии) при Преображенском монастыре.

7. Директор Невельской духовной гимназии Захарий — в миру Григорий Полонский. С 1785 г. семь лет проповедовал в Переяславском монастыре. В 1792 г. был переведен в Киево-Печерскую лавру. В 1794 г. преосвященным Георгием Конисским был вызван в Могилев, в сане иподиакона. 26-го февраля 1794 г. Полонский пострижен в монашество и в марте того же года рукоположен в иеродиакона. В апреле 1796 года Преосвященным Афанасием Вольховским был оштрафован за нетрезвое поведение. В 1797 г. поступил в Санкт-Петербургский Александро-Невский монастырь, откуда был истребован Преосвященным Анастасием в Могилев. 1 марта 1798 года Захария был назначен суперинтендентом Могилевской семинарии, а потом был в ней учителем среднего класса грамматики, комиссаром и библиотекарем. 2 апреля 1801 г. его назначили игуменом Невельского монастыря и одновременно директором Невельской гимназии. В 1807 г. на Захария поступил донос, вследствие которого ему было запрещено священнослужение и вскоре он был уволен от настоятельства в Невельской обители. Злосчастье свое Захарий приписывал козням Ореста, пользовавшегося доверием Преосвященного Варлаама Шишацкого.

Источники и примечания:

  1. Полное собрание законов Российской Империи (изд. первое), №13921;
  2. Архив Могилёвской духовной консистории (А.М.Д.К.), Указы Св. Синода 1780 г., №13 (приложение);
  3. Спустя 20 лет благочестивых церквей в пределах Полоцкой губернии было в три раза больше, а именно: в г. Витебске—2 церкви, в Витебском уезде — 6, в г. Невеле — 2 ц., в Невельском уезде — 24, в г. Себеже —1 ц., в Себежском уезде — 7, в Велижском уезде — 20, в г. Полоцке — 1, в Полоцком уезде — 1, в г. Динабурге — 1, в Городокском уезде — 4, в Люцинском уезде — 4, итого 73 церкви (А. М. Д. К., 1800 г., связка бумаг с №№96—105, Д. №97). В то же время униатских церквей в пределах Полоцкой губернии было более 205 шт. (А. М. Д. К., 1880 г., предмета 10, Д. №16);
  4. Учёная степень (ступень) в Российской империи, использовавшаяся с середины 18 века до Октябрьской революции 1917 г.;
  5. Полоцкие епархиальные ведомости, 1901, №22, стр.1159;
  6. Способ соединения слов в словосочетания и предложения (Большой энциклопедический словарь);
  7. Изложение основ религиозного вероучения (Большая российская энциклопедия, 2004—2017);
  8. А. М. Д. К., связка дел 1797—1798 гг. с №№2—130, Д. №33;
  9. Частный, неофициальный, — Словарь русского языка: 4 изд. РАН,1999;
  10. А.М.Д.К., 1805 г., предмета 4, дело №98;
  11. Могилёвские епархиальные ведомости, 1897 г., №16, стр. 204.
  12. Горючко Платон Степанович // Материалы для истории Невельской духовной гимназии, г. Витебск, губернская типо-литография, 1901 г.
  13. В 1800 г. в Невельской духовной гимназии обучались — 45 учеников, в 1801 г. — 37, в 1802 г. — 33, в 1807 г. — 18, в 1808 г. — 23 воспитанника. Архив Св. Синода 1800/N°-1059; 1801/N°-107; 1802/N°-978; Архив Могилёвского Духовного Управления 1809 г. N°N°- 28 и 67.