Маймин Евгений

Одним из лучших поэтов современных поэтов считал Александра Гусева доктор филологических наук, профессор Евгений Маймин. Псковской областной библиотеке повезло… Целых 9 лет сотрудники отдела основного хранения библиотеки имели честь работать с этим удивительным человеком.

Из воспоминаний заведующей отделом основного хранения Валентины Викторовны Соловьёвой, которая помнит звучание его негромкого голоса:

О эти надписи настенные,
Великой жизни письмена!
Необходимые, нетленные,
В них даты,
Клятвы,
Имена…

А. Гусев «Мемориальные слова»

 

"Саша Гусев пришел к нам, в Отдел книгохранения в 1980 году, сразу после Нового года. Я очень переживала, как вольется мужчина в наш женский коллектив, но, к моей радости, этот скромный, молодой человек через несколько дней работы стал для нас родным.
Он работал наравне со всеми, получал новые книги из отдела комплектования и обработки, распределял их по отделам, занимался списанием малоспрашиваемой и ветхой литературы, работал с заказами из отделов обслуживания – то есть, был таким же, как и мы.
Неоднократно, за годы своей работы в библиотеке, директор Светлана Васильевна Дударева предлагала Саше перейти в Библиографический и Методический отделы, но он отказывался, ему, наверное, было комфортно среди нас и среди книг".

Сам Александр Иванович в предисловии к небольшому неизданному сборнику стихов писал: «В поэзии ценю русскую традицию, главное, внутреннюю жизнь стиха, которой, по моему мнению, почти чуждо все внешнее, нет-нет и принимаемое сегодня почему-то за индивидуальность».
Александр Иванович Гусев родился 11 февраля 1939 г. в деревне Шемякино Порховского района Псковской области.

Я оттуда, где речка Пскова
Ткет туманов шелка над водою,
И луна — золотою скобою,
И в скобарских глазах - синева...

Ребенком он пережил войну, потом, находясь на армейской службе, получил сильную дозу радиации при первом испытании ядерной бомбы, потом - мирная жизнь в Пскове, работа… и ближе к концу жизни - пожар, оставивший его бездомным.
Он известен псковичам с 60-х г. по публикациям в местных газетах «Молодой ленинец», «Новости Пскова», «Ленинская искра», «Коммунистический труд», «Молодежь Псковщины», «Псковская правда», «Крестьянская жизнь».

Позже публикуется на страницах литературно-художественных журналов ("Москва", "Наш современник", "Русская провинция") и газеты «Литературная Россия».

Появляются затем и отдельные (брошюрные) издания: «Пожелай мне удачи» (Л., 1971), «Земле кланяюсь» (Л., 1974), «При свете памяти» (Л., 1984), «Измерения» (Л., 1990), «Если приду» (Псков, 1996), «Колесо бытия» (Псков, 1999).

Тема родного края, тема псковской истории всегда присутствует в его творчестве.

Над этой часовней смиренной
Я видел сияние крыл:
Их свет был такой совершенный!
То ангел небесный парил.
И я попросил его: - Слушай,
Прости, но от этого дня
Спаси наши бедные души,
Спаси, не сердись на меня.

Стихотворение «Часовня святой Анастасии в Пскове» написано Александром Гусевым в 1967 году.
Поэту было присуще особое, поэтическое видение мира и понимание ответственности поэтического дара:

"Умей, поэт, пора, пора
Одним лишь росчерком пера
В одну минуту вдохновенья
Нарисовать автопортрет,
В нем заключить и звук, и свет,
Равно — и вечность, и мгновенье ".

Поэт-лирик со своим видением мира, со своей творческой манерой, он постоянно чувствовал кровное родство с мировой, прежде всего, русской культурой. Отсюда богатство интертекстовых перекличек с произведениями разных эпох. От Библии, Данте через XIX век к "некалендарному" XX, который Блок назвал "бездомным", а Гусев "свинцовым".

Наследование традиции русской литературы нашло свое отражение в его поэтике и, главное, в этико-гуманистическом настрое его лирики, в чувстве сопричастности поэта всему сущему и ответственности перед Даром.

Как в мире жить?
Как в мире с миром быть?
Освоим ли мы эту мудрость, или
Нам убивать друг друга
И забыть
Себя в итоге в клубах звездной пыли?

Муза Гусева не суетна и не криклива. Это Муза рефлексирующая, размышляющая над вечными вопросами человеческого бытия: жизнью и смертью, переходящем и вечном.
Его лирический герой втянут в орбиту колеса бытия, в котором сопрягаются земное и небесное, эмпирическое и божественное. В душе поэта эти разнонаправленные начала (земля-небо) объединены, но не гармонизированы.

Их взаимосвязь диалогична, порою трагически конфликтна.
С одной стороны - лирический герой благодарен божественному провидению за свое земное обетование.

Земля и человек - судьба одна.
И, красотою вечности хранима,
Земля моя, ведь мы - неповторимы.

Земля прекрасна в своей природной, божественной первозданности. Но божественная ее первооснова искажена неумением чело¬века распоряжаться во благо всем, дарованным ему. В век, "который бьет и глушит", когда тьмой оборачивается свет, когда снова и снова "капли крови тяжело стекают в землю". Душа поэта в смятении, она страдает за "погибших, безымянных, знаменитых, растерянных, на пустырях забытых", за раздираемую противоборствами Родину, за духовно ослепших людей. Отсюда лейтмотивы Распятия, Голгофы, бездомности в субъективном и более масштабном значении ("Родина, где ты, в какой стороне"). Но поэт не только причастен ко всему, он ответствен:

Мне вечно стоять на границе
Добра и треклятого зла.

Через душевную боль, сомнения и усталость он пробивается в поисках сил.
Разъять судьбу Александра Гусева-поэта и Александра Гусева-человека невозможно. Он, как поэт, творил свою жизнь, и как писал, так и жил: при свете Памяти и Совести, при свете своей негасимой свечи.

Нередко в стихах он обращается к Пушкину. Посвящает их известным ученым Лихачеву и Творогову, единственному своему другу - поэту Игорю Григорьеву - людям, подарившим надежду на возрождение России.

Но слепо следовать примеру людей значительных или даже великих, лепить себя по их образцу - все равно что проживать чужую жизнь. И об этой опасности он предостерегал нас, всегда оставаясь самим собой - со своею душой, со своею бедой, со своею судьбой.

К славе, к почестям, к признанию относился равнодушно, понимая всю их тщету и тщетность человеческих оценок. Сторонился суеты, всего суетного - спешил завершить задуманное и дорожил отпущенным ему земным сроком.

Было бы, конечно, ошибочным представлять Александра Гусева сверхчеловеком - он был просто большим человеком и большим поэтом. А то, что ему об этом при жизни никто не сказал - неважно.

Псковская областная библиотек бережно хранит издания Александра Ивановича, сборники в которых он публиковался, его книги читают, его стихами наслаждаются…

Осени меня, осень!
Вхожу я
В твои годы, в твой возраст вхожу.
На дорогах больших голосуя,
Тороплюсь к твоему рубежу.

Мы — ровесники, осень, отныне,
Правда, жаль, что на миг — не навек.
Ты — всегда золотая богиня,
Я же — смертный, простой человек.

Ты познала свое воскрешенье —
Что там — Страшный, он —Праведный Суд!
Повторение иль возвращенье —
Суть не в этом.
Великая суть
В том, что ты — это каждому ясно —
Вслед за летом придешь все равно.
Ну а мне повторяться — опасно,
Возвращаться назад — не дано.
Потому-то в щемящую просинь,
Оробело вступая в твой мир,
Я прошу:
Осени меня, осень,
Научи, как прожить этот миг!

В 2009 году Псковской областной библиотекой был выпущен биобиблиографический указатель литературы "Боль, переплавленная в мудрость...", приуроченный к 70- летию поэта. Указатель содержит исчерпывающую информацию об изданиях поэта, о публикациях в периодической печати и сборниках, литературоведческих статьях. Отдельно в издании представлены рецензии, статьи о творчестве Александра Гусева.

Поэзия стала для него не только способом самовыражения, но и самозащиты.
Книги с автографами Александра Ивановича бережно хранятся в библиотеке.