В преддверии юбилейного концерта, приуроченного к 85-летнему юбилею «Псковской музыкальной школы № 1 им. Н.А. Римского-Корсакова» мы продолжаем знакомить наших читателей с этим старейшим музыкальным учебным заведением.
1927 - 1947 г.г.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПЕДАГОГОВ - ОСНОВАТЕЛЕЙ:
"... Нами сразу было принято 90 детей ... Выделено было 3 комнаты в музее Революции, с 3-мя инструментами, которые надо было еще и починить ... Условия работы были неважные, часто переезжали с места на место, всюду сыро, холодно ... в мае работали в валенках ... Дотации не получали. Гороно давало очень мало, в основном, существовали на родительской плате, очень низкой. Но энтузиазм педагогов и детей был огромный ... Гороно хотело закрыть нас, тогда весь коллектив, стремясь сохранить школу, согласился с требованием того времени, мы пошли в детский дом, проверили музыкальные данные детей и отобрали себе, каждый, по пяти бесплатных учеников ..."
Одна из этих "бесплатных" детдомовок, Вера Яковлевна Фестенштейн, с лихвой отдала свой "долг" школе, отработав в ней преподавателем с 1949 по 1995 годы.
За два дня до начала войны газета "Псковский рабочий" посвятила школе, тогда она называлась "Музыкальная школа при детском доме культуры ( ДДК )", целую страницу: "За 14 лет школу окончило около 300 учеников ... Тов. Телепнева окончила консерваторию, тов. Гальвин - отличница музыкального училища ..." Здесь же шли детские стахановские обязательства: "Обязуюсь за это лето выучить 10 музыкальных произведений ... ". Было 19 июня 1941 года.
1946 - 1960 гг.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ М.Е. БАРБАШИНОВОЙ:
"В послевоенное время Псковская детская музыкальная школа была открыта 1 февраля 1946 года, в нынешнем здании, но занимали тогда только несколько комнат первого этажа ... На втором этаже помещался кинотеатр. Тут же проживали директор школы Е.И. Помазанский, завуч В.И. Яшнев ... Позднее к нам присоединились вернувшиеся в Псков Е.Б. Мосевич, Н.Н. Алексеева, О.В.Трифонова. Инструментов было мало, очень неважные, так называемые "трофейные", их жертвовали в школу воинские части. Нот никаких не было. Кое-что Евгений Иванович и я восстанавливали по памяти, что-то удалось купить на барахолке ... Свет давала электростанция в определенные часы, в классах было холодно ... Пианистов пришло сразу 60 человек, всех возрастов. Вспоминаю один курьез. Никто из попавших к нам не был известен, и вот Е.И. Помазанский решил разделить учеников между собой и мной беспристрастно: он просто, отсчитав тридцать фамилий, разорвал список пополам и предложил мне на выбор любую половину ...".
РАССКАЗЫВАЕТ Л.И. МАНУХИНА:
"Я год проучилась у Евгения Ивановича Помазанского, и он сразу перевел меня в третий класс ... Это был большой Человек и музыкант. Не было тогда никакой учебной мебели, и он, директор, сам мастерил нам рояльные табуретки оригинальной конструкции. Не было нот и он перевез из Ленинграда и подарил школе свою нотную библиотеку, доставшуюся ему в наследство от дяди, А.К.Лядова. Он был великолепный пианист, ученик А.Н.Есиповой, сам в классе постоянно играл Шумана, это был его любимый композитор. Он сам писал музыку, кое-что есть в сборнике С. Ляховицкой, существует детский фортепьянный концерт, им написанный. Наконец, он был просто по-отечески добр к нам, замерзшим, голодным, в плохонькой одежонке, в рваной обуви ... Помню, после какого-то концерта в школе, а "концертным залом" тогда была нынешняя учительская, я, разгоряченная, забыла свою кофту и "вся в музыке" потопала в свое Овсище, и вдруг слышу его голос: "Люда, ты кофточку забыла !..". Евгений Иванович, 65 лет, уже смертельно больной, бежал за мной по ул. Советской и протягивал эту мою розовую кофточку ... Я была на его похоронах, третьеклассница, затесалась среди 3-4-х взрослых. Гроб на телеге, осень, грязь, ноги вязнут, а впереди идет Творогов и несет большой деревянный крест. Потом уже узнала, что на крест надо было получить специальное разрешение ...".
Все учащиеся первых послевоенных лет дружно вспоминают о том высоком творческом накале, которым горели в холодных полутемных классах с отгороженными для жилья закутками эти уже немолодые люди, созидавшие Псков музыкальный. Начиная с 1947-1948 гг. школа давала свои отчетные концерты в трех (!) отделениях в зале Пушкинского драмтеатра. Знакомишься теперь с этими выцветшими программками и удивляешься их разбросу: от "Болезни куклы" Чайковского до рахманинского романса "Весенние воды", от первоклассника, еще не достающего до педали, но уже играющего фортепьянные пьески собственного сочинения (Георгий Фиртич, будущий известный ленинградский композитор, автор балета, киномузыки, в том числе к популярному "Капитану Врунгелю") до баритона-фронтовика в гимнастерке увешанной медалями ... По воспоминаниям учащихся, педагогов, слушателей, эти отчетные концерты, начинавшиеся, кстати, в 8 часов вечера, пользовались в городе большой популярностью. Это называлось "идти на музыкальную школу". В те годы, при полном отсутствии грамзаписей, эти бесплатные концерты были единственными живыми источниками музыкальной классики. Народ слушал затаенно, прощал огрехи, подбадривал. Лучшая реклама музыкальной школе ! На фотографии 1950 года учащиеся школы уже стоят в 5-6 ярусов.
Постепенно многолетняя "двухголосная партитура" вокал-фортепияно расширялась: запела, наконец и скрипка, набирали силу духовые, грянул народный любимец баян. Зато довольно долго, вплоть до открытия в 1960 году в Пскове музыкального училища, в школе не преподавались такие популярные народные инструменты, как домра и балалайка. Это дело, по-настоящему, создала и много лет возглавляла Р.П. Карымова.
До училища Псковская музыкальная школа была главным музыкальным центром всей области.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Н.Н. АЛЕКСЕЕВОЙ:
"Начали открываться школы и в районах. В 1948 году открыли школу в Гдовском районе в деревне Подолешье при общеобразовательной школе. Для организации дела туда были посланы Е.Б. Мосевич и я. Детям я привезла нотную бумагу. Помню с какой осторожностью брали они ее в руки. Какое было желание учиться музыке ! ... Дети оставались ночевать в деревне, чтобы получить лишний урок. Там были открыты два класса: фортепиано и баяна. Эта школа теперь переведена в г. Гдов."
РАССКАЗЫВАЕТ Г.В. ШЕЛКОВА-ПАВЛОВА:
"Наша учительница Мария Евгеньевна Барбашинова, по просьбе Василия Ивановича Яшнева, послала меня и моего брата Бориса (мы с детства ходили вместе) поработать концертмейстерами у него в художественной самодеятельности ... Мы к тому времени заканчивали школу ... Кстати, играть надо было на выпускном экзамене в классе фортепияно 7 вещей: полифонию этюд, крупную форму, две пьесы и два гимна: Советского Союза и Интернационал, причем с крупной аккордовой фактурой.
А тут оказалось, что В.И. Яшневу мы были нужны для постановки ... оперы Чайковского "Евгений Онегин". Он готовил ее для концертного исполнения с самодеятельными певцами, среди которых были и наши учащиеся - вокалисты. Яшнев был универсальный музыкант: теоретик, музыковед (ученик Римского-Корсакова), превосходно играл на гитаре, аккордеоне, он и открыл эти классы в школе. Он сам сделал аранжировку оперной партитуры для рояля и струнных. Мы с Борисом играли на репетициях попеременно. Вызывал нас Василий Иванович через почту, открытками, это было часто, Борису надоедало: "Не пойду сегодня на репетицию ..." Но тут вставала наша мама: "Боря! Ты обязательно должен сегодня быть на репетиции". В конце концов клавир был выучен нами почти наизусть, мы могли спеть любой вокальный номер ... "Онегин" очень успешно был поставлен в театре. Затем - "Наталка-полтавка" Лысенко! Готовили "Травиату"... помню Жермон приезжал из Печор..."
РАССКАЗЫВАЕТ Г.И. АБРАМОВА:
"Я, молодой специалист, после учебы в Ленинграде, ехала завоевывать Север (родом я из-под Москвы). Я вся была переполнена музыкальными впечатлениями. Это были 1957-1958 гг., мне посчастливилось "живьем" слышать Глена Гульда, Вана Клиберна, Рихтера, Ростроповича ... Весь этот слуховой, зрительный багаж я "везла" во Псков. И вдруг оказалось, что Псков уже ... завоеван. Помню седую, величественную, интеллигентную Марию Евгеньевну Барбашинову, с ее тихим голосом и легкой походкой, Маргариту Павловну Либель, ученицу и подругу Н.И. Голубовской, кроме всего прочего еще и великолепную "слухачку". Говорят, она в 20-х годах прямо-таки "шпарила" в псковском кино-иллюзионе. К Маргарите Павловне я водила своих учеников на консультацию. Но все-таки "генералом" была, по-моему, Елена Петровна Савченко. Кажется, ей было уже за 70, ходили слухи, что она бывшая графиня ... "Держите спину!",- говорила она,- "Вот так!". Я не выдержала и ... поступила к ней в вокальный класс, изучала в течение года "старо-болонскую итальянскую школу".
В небольшом Пскове это была как бы даже не школа, а миниатюрная консерватория. Открылось вечернее отделение, ходили солидные люди, в основном, вокалисты, меж ними осторожно пробирались малыши. Дисциплина была великолепная ! Директорствовала тогда дирижер-хоровик Елена Алексеевна Иванова, умница, красавица, тоже певунья. Детский хор пел Чеснокова, "а капелла", Штрауса "Сказки венского леса". Юная Галя Преображенская, тогда Ковардакова, солировала в театре. Вообще было очень много "живой" музыки. Ее "делал" , в первую очередь, Борис Шелков, тоже, как и мы, начинающий педагог. Он был во Пскове вне конкуренции, уже учился в Москве, в Гнесинском, специально для этого завалив экзамены в пединституте. Борис играл на рояле абсолютно все, любого композитора, любой стиль, солировал, аккомпанировал, играл с нами в 4 руки, кстати, тогда был ансамблевый бум, прямо-таки, заставлял нас жить музыкой в музыке ...".
1960-1988 гг.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Т.В. ДУБРОВСКОЙ:
«Этот, самый длительный в жизни музыкальной школы, период хочется назвать кратко: массовый.
В этот период четверть века директорствовала в школе, а вернее сказать, стояла на капитанском мостике Нина Дмитриевна Истомина, уверенной, навыкнувшей в фортепьянных гаммах и этюдах, рукой отправляя школьный корабль по заданному курсу. Плыли вместе со всей страной в светлое будущее, пели в хоре о "прекрасном далеко учили кантаты Пахмутовой, гармонически совершенствовались на коцертах Кабалевского, тоже ставили оперы, "Гуси-лебеди", к примеру ... Участвовали в конкурсах, юбилеях, фестивалях, смотрах, боролись и неизменно побеждали. Сколько надевалось этих "красных шапок" на афиши: "Посвящается ... посвящается ...". А уж полученными грамотами и впрямь можно было оклеить всю школу, в новых ее, выстраданных Ниной Дмитриевной, размерах. Отныне все здание стало наше: 3 этажа, 2 зала, более сорока классов, пусть даже половина из них в полуподвале, окнами на прозжую часть. Все счастливо умножалось: нотный фонд библиотеки (более 20 тыс. единиц,инструментарий, творческие коллективы: хоры, оркестры, ансамбли, открывались филиалы выраставшие постепенно в самостоятельные школы.
Наша первая, гордо носила свой порядковый номер как статус: всегда, во всем быть - первой ! Этому не могло помешать открытие в 1960 году в Пскове музыкального училища. Наоборот, основным "питанием" там долгое время были самые яркие "выпускные соки" 1-й школы. Заканчивая училище, молодым бурлящим вином разливались по всей стране: Ленинград, Москва, Новосибирск, Саратов, Казань, Петрозаводск, Кишинев, Рига, Минск ... Консерватории и институты, симфонические, народные оркестры, оперные театры, камерные ансамбли. Солисты и оркестранты, аккомпаниаторы и преподаватели - последних, как водится, больше всего. Но еще больше - просто любителей музыки. Никто не считал, сколько будущих инженеров и офицеров, врачей и рабочих, домохозяек и ученых выпустила наша музыкальная школа, сколько самодеятельных студенческих концертов было подготовлено ими, сколько, наконец, колыбельных, вальсов и маршей игралось и пелось ими собственным детям, внукам
А школа снова и снова распахивала ребячью целину, с неистребимым терпением высаживая туда музыкальную рассаду. Как легко теперь шутить, вспоминая то время, но: "Над кем смеетесь ?..." То была наша трескучая молодость, то были все мы, третье поколение педагогов, ученики Маргариты Павловны, Екатерины Николаевны, Нины Дмитриевны, Изота Николаевича, Людмилы Ивановны, Лидии Михайловны…
И в двадцать, и в тридцать, и в сорок лет нас окликают здесь, как в детстве: Мила, Нюта, Наташа, Галочка, Алла, Лара ...».
1990-1997- ... гг.
РАССКАЗЫВАЕТ В.Ф. ГОЛУБЕВ:
"В конце 1987 года мы, наконец, получили долгожданный приказ: "Постановлением Совета Министров РСФСР от 24 декабря 1987 года ... детской музыкальной школе №1 отдела культуры Псковского горисполкома присвоено имя Н.А. Римского-Корсакова ...".
Этому предшествовала огромная работа всего коллектива. Всесторонне изучалось творчество Римского-Корсакова. Конечно, нас никто не заставлял, это был порыв души: увековечить память Римского-Корсакова на нашей псковской земле, которая долгие годы была его творческой лабораторией. Рядом, в Плюсском районе, Вечаша, где Николай Андреевич, жил каждое лето, написал 10 своих опер, где он слушал и собирал наши псковские песни. Мы туда ездили и продолжаем ездить в памятные дни, выступаем с концертами в Доме-музее. Принимают всегда очень тепло. Ездили также в музеи Римского-Корсакова в Петербург, в Тихвин, на его родину. Там проходят традиционные уже фестивали, мы тоже там выступали, занимали призовые места. Кроме этого, в самой школе постоянно проходят концерты, конкурсы, посвященные Римскому-Корсакову.
У нас есть свой, школьный, музей композитора, в котором собраны подлинные документы: редкие фотографии Николая Андреевича с его друзьями-единомышленниками по "Могучей кучке", письма от внуков (с Татьяной Владимировной Римской-Корсаковой мы давно и плодотворно дружим), прижизненные нотные издания и многое другое. Кроме того, сама школа была внешне переоформлена. Инициатором этой художественной перестройки стал тогдашний директор школы
О.Л. Трофимов. В нашем знаменитом фойе висят несколько крупных живописных полотен Игоря Иванюка, сделано панно в учительской, есть несколько работ в технике живописи на стекле - все по темам опер Римского-Корсакова, знакомых ребятам: "Садко", "Снегурочка", "Сказка о Золотом петушке", "Сказка о царе Салтане", "Псковитянка" ... Так что наши дети музыку Римского-Корсакова как бы "видят" заранее. Там же, в фойе, установлен бюст композитора работы С. Биджамова. Все эти авторские вещи, выполненные на хорошем уровне, тоже помогают воспитывать художественный вкус наших детей".
РАССКАЗЫВАЕТ Т.Г. ТРОФИМОВА:
Что такое хор старших классов сегодня? Раньше он назывался "Школьные годы", теперь его можно было бы смело назвать хором фортепьянного отдела. Учащиеся других отделений - струнники, народники, духовики - заняты в своих коллективах: оркестрах, ансамблях, так что довольствоваться приходится девочками-пианистками. Концертный состав хора - 60 человек. Поем мы все. Вернее, я хочу, чтобы мои девочки попробовали все: и классику, и народную песню, и современные вещи. Поем под аккомпанемент рояля, поем "а капелла", пели с народным, с камерным оркестром. Есть у нас вокальные ансамбли, есть свои солистки. Поем, в основном, трехголосие, достаточно уверенно благодаря тому, что девочки приходят ко мне уже получив певческие навыки в двух младших хорах. Наш хор вместе с хором 3-ей школы под управлением В. Лисенкова стал своеобразной методической базой в области. Вообще, главная моя задача, чтобы мои девочки полюбили пение, полюбили хор, тем более в Пскове, в древнем городе с ярко выраженным хоровым менталитетом ...".
РАССКАЗЫВАЕТ Т.Д. ПОТОРОЧИНА:
"Я второй год руковожу оркестром русских народных инструментов. Оркестр весь из наших педагогов. Каковы мои впечатления? Мы с мужем приехали с Урала из Екатеринбурга, работали там в оркестре Уральского народного хора, основателем которого был Л.Л. Христиансен, кстати, его отец работал до войны здесь, в Пскове. Там, на Урале, все это очень развито: народные хоры, народные оркестры, вообще много играющего и поющего народа. Здесь же, по-моему, были нарушены какие-то традиции, я имею в виду народную музыку. Ведь отсюда же, из Псковщины, вышли и Трояновский, и Андреев. Но у нас в школе хорошо играющих людей достаточно, сужу по нашим оркестрантам-педагогам. Побольше бы только энтузиазма! Играем, в основном, то, что хорошо будет звучать у нас, в первую очередь, обработки русских народных песен".
РАССКАЗЫВАЕТ А.В. ЧЕРНЯВСКИЙ:
"Наш камерный оркестр был создан в 1986 году, сначало он был детским ( сильные подобрались учащиеся ), затем постепенно стал "взрослым", в нем участвуют не только педагоги 1-й, но и 2-й, и 3-й школ. С 1992 года полное название наше такое: Народный коллектив, городской камерный оркестр Управления культуры. За десять лет много было всего: репетиций, споров,поисков, мучений. Одних партитур написать, партий - и все поначалу вручную... Играли и играем музыку эпохи "барокко": венскую и русскую классику ... Все у нас профессионалы, так что, довольно скоро, уже в 1989 году поехали с концертами в Германию. В 1992 году по приглашению Высшей школы церковной музыки в порядке творческого обмена тоже ездили в Германию в город Эсслинген с новой концертной программой. Важным событием в деятельности оркестра явилось участие в 1995 году в декаде Дней культуры России, посвященной окончанию второй мировой войны, на земле Северный Рейн-Вестфалия. Нам была доверена честь своим выступлением открывать и закрывать Дни российской культуры в г.г. Мюльхайме и Нойсе. Успех этих выступлений оркестра характеризует личная благодарность Министра культуры России Е. Сидорова.
Сейчас мы делаем то, что делали и, надеюсь, будем делать всегда: совершенствуем свою игру, постоянно работаем над новым репертуаром, включая аккомпанементы для солистов, как местных, так и приезжающих, а также для хора».
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ А.С. ИВАНОВА:
«С нашей музыкальной школой у меня давние связи. Сначала в ней училась моя мама, еще до войны. Несколько лет, с 1946 по 1949 годы, здесь преподавал мой дедушка, Павел Владимирович Востоков, в прошлом регент Троицкого собора. Здесь учился я, учился мой брат, училась моя будущая жена. Сейчас учатся мои дети. Здесь работают мои учителя и мои соученики по музыкальному училищу. Так что школа мне родная со всех сторон.
В школе работать трудно, труднее, чем в ВУЗе или в училище - знаю по собственному опыту. Слишком крупное "сито" : учим почти всех с разными способностями и возможностями.
Коллектив школы очень мощный: много талантливых людей, опытных преподавателей, умеющих и любящих учить детей музыке. Глубокое уважение вызывает эта преданная самоотдача наших педагогов своему делу. Они терпеливо работают с детьми в классах, сами выступают в концертах, часто приходят заниматься в школу в воскресенья и в другие выходные дни, потому что нужно в очередной раз выходить на концертную эстраду где-нибудь в городе, или еще разок послушать своего ученика в школьном зале, куда в будни не так-то просто попасть: все расписано буквально по минутам ...
В чем я вижу перспективы дальнейшего существования и развития нашей школы? В верности традициям. Ведь наше отечественное российское музыкальное образование давно уже славится во всем мире. Детей учили музыке и семьдесят и двести лет назад ... Значит, будут учить и завтра!».
Источник : Детская музыкальная школа № 1 им. Н.А. Римского-Корсакова : 70 лет : буклет / сост. Т. В. Дубровская. – Псков, 1997. – 10 с.