Сегодня – 10 октября 2013 года – исполнилось 85 лет со дня, когда в путешествие на велосипеде вдоль границ Советского Союза, включая Заполярье, протяженностью в 85 тысяч километров отправился пскович Глеб Леонтьевич Травин. Глеб Травин родился 28 апреля 1902 года в селе Касьево Псковского уезда. Отец его был лесником и научил Глеба главному – науке выживания.
В Псков семья переехала в 1913 году. В юности Глеб организовал в Пскове клуб юных охотников-следопытов, а по окончании школы и реального училища, поступив в Псковский институт народного образования, начал работать инструктором в губернском союзе охотников. И когда его отправили делегатом в Москву на Всероссийский съезд охотников, он купил себе в комиссионке свой первый велосипед. О собственном велосипеде Глеб мечтал с детства, и после первой же дальней поездки по охотничьим угодьям он заявил, что не признаёт иного транспорта. Как инструктор губернского союза охотников он исколесил всю Псковщину. Буксовал на размытых дождями проселках, совершал кроссы по лесным чащобам, где каждый сук норовил кольнуть, схватить его за воротник, каждый корень бросался под колеса, чтобы остановить, сбить, запутать… А болота, а илистые, заросшие осокой речушки…
24 мая 1923 году в Псков прибыл голландский велосипедист Адольф де Грута, объехавший всю Европу. Под впечатлением знакомства с ним Травин задумал совершить более длительное и тяжелое путешествие. На подготовку ушло пять лет, во время которых Травин проехал тысячи километров по Псковской земле.
Многому Глеба Травина научила служба в армии, он изучал географию, геодезию, зоологию, ботанику, фотодело и слесарное дело – словом все, что могло пригодиться для далекого путешествия и, конечно, закалял себя физически. После демобилизации из армии в 1927 г. отправился с товарищами на далекую Камчатку, участвовал там в строительстве первой электростанции, работал электриком. Здесь и начались регулярные тренировки на японском велосипеде по нартовым дорожкам по льду Авачинской бухты, восхождения на сопки-вулканы. Он углублялся по склонам хребтов в домну Камчатки и к побережью Великого океана, летом 1928 г. совершил велопоход из Петропавловска-Камчатского в Усть-Камчатск. Там было и форсирование рек, и преодоление высокогорной тундры. Одновременно готовил снаряжение к большому походу.
Из Америки по спецзаказу он получил ярко-красный велосипед с белыми эмалевыми стрелами фирмы «Принцетон». Рама низкая, передняя вилка двойная с дополнительным креплением, седло широкое с двойными пружинами, у колес дубовые обода с никелевой облицовкой, шины однотрубные, составляют единое целое с камерами. Цепь на нем была особенная, очень прочная, а фары были керосиновыми. Керосин зальешь, и фары светятся: справа – красный глазок, слева – зеленый. Чтобы сохранить на морозе упругость шин, Травин подкачивал в них глицерин.
Все было аккуратно уложено в багажных сумках, с боку прикреплены запасные скаты. Общий вес загруженного велосипеда составлял восемьдесят килограммов, таков же и собственный вес. Итого – 160 кг. Нагрузка весьма солидная.
Глеб Травин оборудовал своего «железного коня» двумя герметически закрывающимися сумками, которые могли служить пантонами. К багажнику крепилась сумка с пайком «НЗ» – 7 фунтов прессованных галет и килограмм шоколада, там же фотоаппарат «Кодак», запас пленки к нему и зимняя одежда: две пары носков, рейтузы, трусы, майки, полотенце, носовые платки.
В путешествие вдоль границ СССР первоначально собирались отправиться трое демобилизованных друзей-командиров Красной Армии. Они вместе заказали три совершенно одинаковых американских велосипеда, три паспорта-регистратора для отметок в пути. Но в дорогу отправился только Травин. Крепкий, здоровый, коренастый…
По решению камчатского спортивного клуба «Динамо» Травин отправился 10 октября 1928 г. в агитационный велопробег, пароходом отплыл из Петропавловска-Камчатского во Владивосток, а дальше – на велосипеде. Глеб Леонтьевич установил строгий режим – двигаться при любой погоде независимо от состояния дорог, ежедневно по 8 часов. Питался 2 раза в сутки: утром и вечером, пил только во время еды, ночевал там, где застанет ночь, там и добывал пищу на ужин и на завтрак.
Травин проехал Дальний Восток, Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье, Украину, Центральную и Северо-Западную часть России – 45 тысяч километров вдоль сухопутных границ немногим более чем за год. Всю арктическую часть границы вдоль Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до мыса Дежнева на Чукотке он преодолел на «железном олене», так назвали чукчи велосипед, и на охотничьих лыжах, – это 40 тысяч километров. Глеб Леонтьевич побывал в Мурманске и Архангельске, на островах Вайгач и Диксон, в селениях Хатанга, Русское Устье, Уэлен и других. Повсюду его встречали как героя.
Полным опасностей было это путешествие. Продвигаясь вдоль южных границ, ему пришлось встретиться с коброй, змеями, шакалами, с вараном длиной 2 метра, с тучами саранчи. Глеб за три года не раз был на грани гибели. Он тонул с велосипедом, примерзал ко льду, дрейфовал на льдине, голодал, сильно обморозился и был вынужден ампутировать себе несколько пальцев на ногах, сражался с белым медведем. Полыньи Глеб преодолевал на Севере… вплавь. Температура соленой морской воды в Арктике зимой достигала при этом минус два градуса по Цельсию.
В июле 1931 г. Травин прибыл в поселок Уэлен. Все население вышло встречать путника с невиданной двухколесной машиной. В честь перехода на велосипеде по Великому Арктическому пути молодежь установила на высоком берегу мыса Дежнева памятный знак – в чугунной станине закрепили снарядную гильзу с флагом. Чукчи вырезали на память спортсмену пластину из моржовой кости и вышили бисером нарукавники с надписью «Турист. Вокруг света на велосипеде. Глеб Леонтьевич Травин».
24 октября 1931 г. Г. Л. Травин снова прибыл в Авачинскую бухту, закончилось беспримерное путешествие, полное опасностей, риска, приключений.
В паспорте-регистраторе путешественника содержится около 500 печатей и регистрационных отметок. Печати вытянутые, квадратные, круглые, эллипсообразные, всех цветов, например: «Временная организационная комиссия ненецкого округа», «Большеземельский кочевой самоедский совет», «Авамский родовой совет».
«В чем я находил радость во время своего путешествия? Прежде всего в самом движении к намеченной цели. Каждый день я держал экзамен. Выдержал – остался жив. Провал означал смерть. Как бы ни было мне тяжело, настраивал себя на то, что самое трудное еще впереди. Преодолев опасность, я испытывал огромную радость от сознания, что стал еще на шаг ближе к цели. Радость приходила вслед за опасностью, как прилив за отливом. Это была первозданная радость бытия, радость от сознания раскрепощенности своих сил.
Были ли минуты, когда я жалел, что отправился в это рискованное путешествие? Нет, не было. Была боль в ногах, был страх, что я не дойду до цели. Но все это забывалось перед красотой вмерзших в лед айсбергов. Эта красота наполняла меня и радостью, и силой», – вспоминал Глеб Леонтьевич.
Более 30 лет прожил Травин на Камчатке. Вернувшись из путешествия, тренировал велосипедистов, мотоциклистов и автомобилистов. В годы Великой Отечественной войны он командовал полком береговой обороны, после войны работал заместителем директора мореходного училища.
В 1962 г. Глеб Леонтьевич вернулся в Псков. В 1969 году он повторил свой маршрут, пролетев 85 тысяч километров на борту самолета.
Велосипед, на котором Глеб Леонтьевич проехал 85 тысяч километров, еще долго служил сыну.
Умер Глеб Леонтьевич в 1979 г., похоронен на Орлецовском кладбище в Пскове.
Некоторые смельчаки в разные годы пытались частично пройти по пути Г. Л. Травина, но это были небольшие отрезки по сравнению с тем расстоянием, какое преодолел наш земляк.
В Псковском музее-заповеднике посетители могут увидеть этот уникальный велосипед, к которому старик якут сделал новый руль из ствола норвежской винтовки вместо треснувшего, охотничьи лыжи, винчестер, компас, паспорт-регистратор, другие вещи, которыми Травин пользовался в пути, а также фотографии, документы, рассказывающие о жизни этого удивительного человека.
Кроме того, в Псковском музее-заповеднике хранится оригинал фильма о путешествии Глеба Травина «Путь длиною два экватора», который в начале 70-х годов сняла группа псковских кинолюбителей. Хронометраж фильма – 12 минут. В Москве на конкурсе любительских фильмов «Путь длиною два экватора»получил приз, а позднее фрагменты из фильма были использованы в «Клубе кинопутешественников».
А. Харитановским о Глебе Травине написана документальная повесть «Человек с железным оленем».
Глеб Травин является почетным гражданином г. Петропавловск-Камчатский.
В честь арктического велоперехода Травина комсомольцы Чукотки в июле 1931 года установили памятный знак на мысе Дежнева. Сейчас там стоит памятник, изготовленный в Пскове.
Сегодня на планете имя Травина носят свыше 200 велоклубов.
Материал обработала и подготовила Анна Тимофеева