В Пскове около 19 мостов, больших и малых, старинных и новых, и самые известные из них соединяют берега Завеличья и Запсковья, у каждого из них своя история. Из общего числа мостов пять - пешеходные, в том числе три висячих: в Любятове, у деревень Козий Брод и Паневик.
Мосты Пскова разрушались, разбирались, отстраивались вновь, восстанавливались, переносились и перестраивались. Сейчас они поражают жителей и гостей города разнообразием форм, конструкций и вариантов декора.
Вот оно, творенье дерзкой мысли –
В жизнь осуществлённая мечта.
Человека выпуклые мышцы
Вижу в арках выгнутых моста:
Словно человек руками смело
Потянулся к синим берегам.
И летят составы, точно стрелы,
По его протянутым рукам.
Человека выпуклые мышцы
Вижу в арках выгнутых моста:
Словно человек руками смело
Потянулся к синим берегам.
И летят составы, точно стрелы,
По его протянутым рукам.
Борис Ткаля
Первый стационарный мост в Пскове был сооружен через реку Пскову у Кремля. Точная дата его постройки неизвестна, но уже в XIV в. за местностью на правом берегу Псковы, напротив Рыбницкой башни закрепилось название «Примостье». Веками здесь находилась переправа, соединяющая Торг с Запсковьем и его главной улицей - Званицей.
«В лето 1387, - сообщает псковская летопись, - заложиша церковь Рождество святое каменная за стеною и мост поставиша новый на Пскове». В середине XIX в. в очередной раз возникла необходимость замены устаревшего моста. Псковичи прослышали о том, что американским инженером Тауном разработана оригинальная конструкция деревянного крытого моста, с успехом применявшаяся при наведении переправ через пропасти. Удалось получить чертежи моста, на основании которых и были разработаны проект и смета его постройки в сумме 48413 руб. 19 коп. Эти документы были представлены на рассмотрение императору Николаю I и получили Высочайшее одобрение.
Работы по возведению нового моста были начаты 1 марта 1848 г., их осуществляла Псковская губернская строительная комиссия. В конце октября 1849 г. они были закончены, состоялись испытания моста, 30 октября он был освящен и по нему разрешили свободную езду.
За мостом закрепилось название «Американский», которое перешло и на набережную Псковы напротив Кремля.
В 90-х гг. XIX в. встал вопрос о прокладке рельсового городового транспорта - трамвая, в том числе на Запсковье. Американский мост ко всеобщему удивлению простоял без капитального ремонта 50 лет и был еще довольно крепким. Для обследования деревянного моста была создана комиссия, которая пришла к выводу о необходимости его замены, так как может не выдержать нагрузок при пуске трамвая. Под руководством городового архитектора Ф.Д. Нестурха мост был разобран, и вместо него был построен новый металлический арочный мост, движение по которому открылось в 1899 г. Он получил название Троицкого. 12 октября1925 года решением Псковского губисполкома он был переименован в «Советский мост».
Мост сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны, но был восстановлен, а в 1960-е гг. заменен каменным, существующим поныне. Официальное название его остаётся прежним - «Советский мост».
Впервые о существовании моста через Великую летопись упомянула под 1462 г.: «Того же лета псковичи помостиша мост через Великую». Мост наводили ежегодно после очищения реки ото льда. Так, в писцовых книгах 1685-1587 гг. отмечено: «Мост плавучий на Великой реке против Власьевских ворот и против Успенской церкви был на городнях, строили его псковичи собою». Но хотя и строили псковичи мост сами и на свои средства, он считался собственностью Великого князя и сдавался на оброк мостовщикам из псковских посадских людей.
Под 1612 г. псковская летопись сообщает: «При том же воеводе Никите Вельяминове Дмитриевиче от немец приходиша немцы, с русскими людьми под Псков и сташа за Великой рекой и псковичи многие в Великой реке потонули, плавучий мост погряз».
Псковичи, спасаясь от врага, бросились на мост, но он не выдержал нагрузки и стал погружаться, а люди, нагруженные поклажей, оказались в воде и утонули. Псковский воевода при описании Рижской дороги в 1656 г. выразился так: «...От Пскова до7 7 Риги 270 верст, а ездят по живому мосту».
Для наведения моста толстые бревна вязали в плоты, соединявшиеся вместе толстыми канатами от берега до берега, на плоты укладывали настил и сооружали перила. Такой мост под тяжестью возов и волнами колыхался, как живой. Для надежности его крепили не только к береговым приколам, но и забрасывали на дно якоря. Бывали случаи, что при ураганной погоде мост срывало и уносило в озеро. Плавучий мост назывался Великорецким.
Для решения вопроса о ремонте плавучего моста и о перевозках большая часть его отдавалась в содержание. Так, с 1761 г. Великорецкий мост находился на содержании прапорщика Сосина, который следил за его своевременным ремонтом, за что получал определенную договором сумму денег. Ответственность за качество строительных работ несли плотники, сооружавшие мост, и в случае разрушения моста по их вине они обязывались восстановить его за свой счет. Средства на сооружение и наводку моста взыскивали с портовых и пограничных таможен, а также за счет пошлины, собираемой при продаже вина (по указу 1750 г.). Великорецкий мостпросуществовал до 1911 г.
В 1862 г. была открыта прошедшая через Псков железная дорога Санкт-Петербург - Варшава. При постройке ее было сооружено красивое двух-трехэтажное здание вокзала с крытым перроном, началось благоустройство прилегающей к нему территории: возвели депо, мастерские, склады и прочие служебные и технические помещения. В конце XIX в. возникла острая потребность в прокладке железной дороги в Прибалтику, вследствие чего было принято решение построить Псково-Рижскую железную дорогу. Работы по прокладке ее были начаты в 1886 г., одновременно от Пскова и от Риги.
Железнодорожный мост через Великую решено было строить в Выползовой слободе, за храмом Св. Никиты с поля. Срок возведения моста определили в три года, а уже в июле 1886 г. приступили к подготовительным работам. Все металлические конструкции моста подрядился изготовить «Металлический завод» в Санкт-Петербурге, а работами руководил инженер Фабр. В августе навели временный деревянный мост с рельсами для подвозки строительных материалов и деталей моста, для спуска на дно и возведения опор готовили кессоны. Глубина реки в месте сооружения моста доходила до трех саженей (более шести метров). Ведущиеся работы привлекали на берег Великой немало любопытствующих псковичей.
14 сентября 1886 г. при торжественной закладке моста на дно опустили закладной камень с фамилиями руководителей стройки на металлической доске. Заведовал постройкой моста инженер С.В. Григорьев; сооружался мост по чертежам Д.И. Журавского и С.В. Карбеза. В апреле 1888 г. псковичи вновь стали частыми посетителями места стройки: они впервые наблюдали работу водолазов, поднимавших со дна реки большие обтесаные камни, сорванные ледоходом с быков. Последние подферменные камни уложили в апреле-мае, а 20 мая приступили к склепке железных арок. Ровно через два месяца, 20 июля прошла проба моста: три локомотива провели по нему 30 вагонов с камнем и песком для строящегося полотна дороги. После трех пробных проездов по мосту пошел четвертый поезд, на этот раз в Печеры, доставивший туда 200 солдат и 100 человек рабочих с семьями и багажом. 2 августа был пущен до Печер первый пробный поезд, на который пригласили представителей псковского общества прокатиться в Печерский монастырь.
Торжество по случаю открытия Псково-Рижской железной дороги состоялось 22 июня 1889 г.
Судьба этого моста, как и других псковских мостов, была драматичной. Во время войны 1941-1945 гг. он дважды взрывался: сначала отступающими войсками Красной Армии 8 июля 1941 г., а затем гитлеровцами в июле 1944 г.
Существующий ныне железнодорожный мост был восстановлен в сжатые сроки - с 26 июля по 3 августа 1944 г. Восстановили его бойцы 19-го отдельного мостового железнодорожного батальона под командованием майора В. Шагаева. Мост несколько отличается от своего предшественника формой арок, но находится на том же месте и по-прежнему носит название Рижского.
Отсутствие надежной переправы через Великую в черте города в XIX в. ощущалось все более остро. Наводимый ежегодно плавучий мост не отвечал возросшим требованиям транспортного сообщения, к тому же он перекрывал Великую и мешал развитию судоходства.
Приехавший в ноябре 1881 г. из Германии в Псков г. Келл (Келле) предложил свои услуги в постройке постоянного моста,10 но тогда сделка не состоялась. В декабре 1887 г. вопрос о строительсте моста был поднят «Псковским городским листком». Но во весь голос о необходимости моста заговорили после того, как стихией были снесены наплавной и временный деревянный мосты возле строящегося железнодорожного моста. Вопрос о постройке моста решался и у псковского губернатора, и в городской Думе, и в Санкт-Петербурге. В результате была создана комиссия по определению места постройки и способу займа средств на его сооружение.
Настойчиво добивался сооружения моста псковский губернатор А.В. Адлерберг; благодаря поддержке депутата Государственного Совета от Псковской губернии С.М. Николаева прошел Закон об ассигновании 635 тыс. руб., и 22 марта 1908 г. император Николай II утвердил его. Через шесть дней после этого Псковская городская дума на экстренном заседании ходатайствовала перед императором о наименовании моста в честь княгини Ольги Ольгинским.
И вот 14 июня 1909 г. состоялась торжественная закладка моста. Присутствовали при этом губернатор А.В. Адлерберг, вице-губернатор барон Н.Н. Медем, председатель городской думы А.А. Агапов и др. Строительство осуществляла фирма инженера Лентовского из Санкт-Петербурга, конструкцию рассчитывал инженер Соколов.
Красавец-мост был готов в октябре 1911 г., и его ажурные арки и башенки органично вписались в панораму города, украсив его. Торжественное открытие и освящение моста состоялось 30 октября 1911 г. И хотя погода в тот день не баловала (шел дождь), народу на открытие пришло много.
Этому мосту выпала в дальнейшем тяжелая доля. 25 мая 1919 г. его взорвали oтступавшие под натиском белогвардейцев войска Красной Армии; восстановлен он был «Мост Красной Армии». 8 июля 1941 г. мост вновь был взорван отступающими войсками Красной Армии, а в июле 1944 г. фашисты, уходя из Пскова, взорвали его снова. Вновь восстановленный, он простоял до 1969 г., когда был разобран и вместо него построен нынешний бетонный (осень 1970 г.). В настоящее время мосту возвращено историческое название - Ольгинский.
только в 1921 г., а в 1933 г., в ознаменование 6-й годовщины Красной Армии, ему присвоили название
Мосты через Великую
- Мост Александра Невского (в створе улиц Юбилейной и Чудской; открыт 31 октября 1990 г.; 27 марта 1991 г. решением горисполкома ему присвоено имя Александра Невского).
- Ольгинский мост (проект 1901 г.; инж. Соловьев Г. Н.; торжественно заложен 14 июня 1909 г.; освящен и открыт для движения 30 октября 1911 г.; официально именован «Ольгинским» 09 ноября 1911 г.; взорван красноармейцами 25 мая 1919 г.; восстановлен в феврале 1921 г.) — Красной Армии (переименован в феврале 1923 г.; взорван красноармейцами 08 июля 1941 г.; восстановлен сапёрами вермахта в 1942 г.; взорван немцами 22 июля 1944 г.; восстановлен 21 апреля 1945 г; демонтирован в 1969 г.) — Советской армии (1970 г., железобетонный; Ленгипротрансмост) — Ольгинский
- Мост имени 50-летия Октября (открыт в октябре 1967 г.)
- Рижский железнодорожный мост (Псково-Рижской ж. д. 14 сентября 1886 г. — торжественная закладка; 1888 г.; инж. Журавский Д. И., Кербедз С. В.; дважды взорван в Великую Отечественную войну: 8 июля 1941 г. советскими сапёрами, в июле 1944 г. отступающими немцами).
Мосты через Пскову
- Троицкий мост (сперва деревянный, так наз. «Американский», 1849 г.; металлический, 1899 г.; 20 марта 1902 г. наименован Троицким; 12 октября 1925 г. переименован в Советский; заменен железобетонным 28 декабря 1950 г.)
- Пешеходный мост в Бродах у церкви Богоявления с Запсковья
- Кузнецкий мост (в створе улиц Кузнецкой и Индустриальной; капитальная реконструкция в 1981 г.).
- Пешеходный мост в Красной Горке у костёла Пресвятой Троицы (связывая Каменный переулок в центре и Красногорскую улицу на Запсковье)
- Инженерный мост (в створе Инженерной ул.; открыт в июле 1978 г.)
- Железнодорожный мост через Пскову (однопутный, соединяет ж.д. станцию Берёзки с промзоной на Запсковье)
- Пешеходный мост в Любятово у церкви Николы Чудотворца или Любятовской церкви (связывает район Любятово (Любятовскую улицу) с Запсковьем (улицу Новаторов))
- Мост Северной объездной дороги Пскова (соединяет деревенские микрорайоны Пскова: Козий Брод на правом берегу и Лисьи Горки на левом; построен Мостоотрядом № 48, сдан в эксплуатацию в 2007 г.)
Так же в Пскове множество маленьких мостов и мостиков, каждый из которых красив и оригинален по-своему. Есть даже традиция, на свадьбу молодожёны вешают на перила мостика замок, а ключ кидают в речку, в знак своей вечной любви.
Избранные источники
- Андреев, М. "Берег левый, берег правый..." / М. Андреев // Псковские новости. - 2010. - 10 ноября (N 28). - С. 17. - (Фото на память).
- Беляев, Д. На мосту, на Ольгинском... / Д. Беляев // Псковская правда (Псковская область). - 1997. - 9 сент.
- Бобровская, Н. Берег левый, берег правый... / Н. Бобровская // Время – псковское. - 2007. - 3 мая. - С. 10.
- Будумян, В. Ольгинский мост ждет перемен / В. Будумян // Псковская правда. - 1996. - 7 февр.
- Будумян, В. Сто строк про... Ольгинский мост / В. Будумян // Псковская правда. - 1993. - 16 сент.
- Будумян, В. И мосты "болеют" / В. Будумян // Псковская правда. - 1993. - 20 июля.
- Воспоминания, документы, свидетельства // Псков. - 2003. - № 18. - С. 205-228.
- Воспоминания, документы, свидетельства: [В период революции и гражданской войны (1917-1919гг.)] // Псков. - 2003. - № 18. - С. 205-228.
- Город Псков и псковские засады // Сборник Московского архива Министерства юстиции (МАМЮ). - М., 1913. - Т. 5: Писцовая книга по Пскову и его пригородам XVI в./ Г. И. Мещанин-Морозов, И. В. Дровнин. - С. 1-210.
- Григорьева, О. Берег левый, берег правый / О. Григорьева // Псковская правда. - 2011. - 13 окт. (N 201). - C. 2.
- Медников, М. М. Из истории псковских мостов / М. М. Медников // Псков. - 2003. - № 18. - С. 147-155.
- Медников, М. М. Из истории псковских мостов / М. М. Медников // Псковская школа. - 2002. - № 4. - С. 139-142.
- Мы простимся на мосту... // Псковские новости. - 2010. - 29 сент. (N 22). - С. 28.
- О наименовании и переименовании улиц и моста в г. Пскове : постановление N 204 от 9.07.99 г. // Новости Пскова. - 1999. - 2 авг.
- Ольгинскому мосту - 95 лет // Новости Пскова. - 2006. - 10 нояб. - С. 4.
- Советников, Д. Большой мост : Возможность перебраться с одного берега Великой на другой во все времена была важна для жителей города / Д. Советников
// Псковские новости. - 2012. - 25 янв. (N 5). - С. 14. - Строительство железнодорожного моста в Пскове / [подгот.] Р. Королькова // Псковские хроники: история края в документах и исследованиях. - Псков, 2002. - Вып. 3. - С. 188-190.
- Строительство Псково-Рижской дороги (1886-1888 гг.) // Из истории железных дорог Псковского края: сб. тр. сотрудников музея/ Пск. ж.-д. музей. - Псков, 2003. - С. 29-40. - Библиогр.: с. 40.
- Течиев, А. И соединились берега / А. Течиев // Псковская правда. - 1975. - 20 июня.
- Указ о постройке в городе Пскове по большим дорогам каменных мостов вместо деревянных [28 декабря 1776 г.] // Псков. - 2003. - № 18. - С. 156.
- Филимонов, А. Возрождение Ольгинского моста : [1920-е гг.] / А. Филимонов // Псковская правда (Псковская область). - 1999. - 12 марта.
- Филимонов, А. В. Мосты / А. В. Филимонов // Филимонов А.В. Псков в 1920-1930-е годы: очерки социально-культурной жизни. - Псков, 2005. - С. 189-194. - Библиогр.: с. 194.
- Челобитная пусторжевцев, служащих во Пскове, о том, чтобы мост в Заволочье строили стрельцы // Сборник Московского архива Министерства юстиции (МАМЮ). - М., 1914. - Т. 6: Псков и его пригороды. Кн. 2. - С. 377-378.