Геннадий Синицкий
В 1900 году известный русский историк, краевед и археолог Алексей Парфёнович Сапунов, кстати, уроженец посёлка Усвяты ныне Псковской области, работая в Могилёвском церковно - археологическом музее наткнулся на редкий документ, даже для того времени. Артефакт был написан на польском наречии и носил краткое, но довольно выразительное название «Кrzywdy Niewielskie» ( Кривды Невельские), что в буквальном переводе означает «Невельские обиды». Автором текста был игумен Невельского Спасо-Преображенского монастыря Дионисий Рубис, который описывал беды и притеснения православного люда Невельско - Себежской протопопии со стороны ревнителей Унии в первой половине XVIII века. Под документом стояла подпись Дионисия и дата 16 апреля 1747 год
nevel krivda
Я привожу этот текст с небольшой редакторской правкой со своей стороны и сознательно опускаю факты касательно Себежской округи:
«Перечень по пунктам тех притеснений, которые с давних пор понесла вся Невельско-Себежская протопопия от местных и соседских помещиков, с показаниями наших греко-русских (православных) церквей, обращённых в Унию, лишённых земельных угодий и перечислением затруднений, причинённых униатскими пресвитерами при браках и крещениях в Невельском повете:
 
1). У пресвитеров Плисской Свято-Николаевской церкви, близ Невеля, в Заплисском войтовстве отняты поля инстигатором Великого княжества Литовского господином Кроликовским, так что ныне из-за малости земли жить там пресвитерам затруднительно;
2). Каратайская церковь св. Николая, находящаяся в Закратайском десятке Заиванского войтовства имела земли в трёх пустошах: Дудино, Дмитровка и Цыганково. Из этой церковной собственности пан Роман Шишко отнял самое большое поле и ниву Ромадино. Кроме этого, забрал в свою собственность реку Кратайку, с которой Каратайские пресвитеры пользовались рыбными ловами и четыре полосы луга в пустошах: Колодная, Трубачевская и Чадиха.
Церковную землю, реку и луга вышеупомянутый пан Роман Шишко отнял в 1733 году, присоединил к своему имению и держит в своём владении до сих пор;
3). При Пуповичской церкви Святой Троицы, в одноимённом войтовстве имелось поле-службы земли ( «Служба» - известное количество земли, которое обрабатывает крестьянин, за что уплачивает налог или исполняет повинности) и Алексина пустошь, данная церкви с давних времён. Ныне, при еврейском пользовании внесено в инвентарь и по этой причине увеличена плата, равная двум талерам (по курсу 1740-х годов 1 талер = 1р. 30коп.);
4). При Глобайской церкви Серутского войтовства имелось три четверти службы и пустоши Голеево и Абравково. Последняя пустошь с давних времён принадлежит церкви, а ныне отобрана в Подусвятье, во владение князей Чарторыйских, обращена в оседлость и застроена;
5). Полоцкий конюший Франциск Щит на территории своей волости, расположенной на Невельском тракте построил униатскую церковь под названием Абова. Утвердил там пресвитера - униата и насильно принуждает к Унии своих крепостных крестьян. До сего времени тамошние крестьяне принадлежали к нашему греко-русскому Спастырскому приходу, где церковь выстроена лет десять назад.
 
О бракосочетаниях и крещениях:

1). В 1747 году пресвитер Григорий Колач в сырный пяток обвенчал из Плисского прихода Заплисского войтовства Матрёну Шеметову с подданным Полоцких иезуитов;
2). В 1743 году пресвитер Завережья Феодор Колач обвенчал в Заворотинском войтовстве Еменецкого десятка Ивана Струнца с Анной, которая была ранее в замужестве за старшим родным братом Ивана;
3). В 1747 году пресвитер Завережья Феодор Колач обвенчал в Заворотинском войтовстве из деревни Коречное Мошенинского прихода Калину с девицей, дочкой Петра Высоцкого из деревни Вилище, а у этого Калины имеется живая жена;
4). В 1731 году Невельский мещанин Иван Галицкий отдал свою сестру за Иосифа Бурдикевича, а сам женился на родной сестре того же Бурдикевича. Обвенчал их Игнатий Квятковский - пресвитер Кодоловской церкви, несмотря на то, что указанный Бурдикевич принадлежит Борисоглебскому приходу Невельского повета и панства;
5). В 1743 году Кодоловский пресвитер обвенчал из Глобайского прихода Петра Месного, имеющего живую жену, с замужней бабой;
6). В 1747 году пресвитер Песчанской церкви Василий Блюдух обвенчал Ивана Мацкевича с Ефросиньей Красовской, которые между собой в кровном родстве;
7). В 1747 году Кубецкий пресвитер - униат повенчал Павла Абрамовича с девицей Поварнио, при чём знал, что два родных брата Абрамовичи женились на родных сёстрах Паварнио и проживают в Каратайском приходе;
8). В 1734 году Кубецкий пресвитер обвенчал Петра Мацкевича с Матрёной Абрамович. В данном случае также два родных брата поженились на двух родных сёстрах. Обе стороны брака - православные Каратайского прихода;
9). 9 января 1747 года Каратайский пресвитер - следователь по духовным делам отец Иван Соболевский двигаясь по дороге, в волости плебании, на Шаперском поле встретился с Овручским подстолием, Берёзовским администратором - Антонием Росподовским, который несколько раз ударил о. Соболевского кулаком по лицу, таскал за волосы и едва не задушил до смерти. Пресвитер имел на груди крест со всеми принадлежностями, как то: запасные св. дары и св. миро, так как был у больного и удовлетворил требование его души.
 
Из приведённого выше документа мы находим драгоценные сведения для истории Невельского края, а именно:
1). Факт наличия протопопии на Невельской земле не просто редкий сам по себе, а на самом деле уникальный для нашего региона;
2). К 16 апреля 1747 года в состав православной Невельско-Себежской протопопии входили следующие церкви: Глобайская св. Троицы, Краснобережная Бориса и Глеба, Каратайская св. Николая, Мошенинская, Плисская св. Николая, Поречьевская, Пуповичская св. Троицы, Спастырская.
3). С 1712 года по 16 апреля 1747 года были отняты униатами церкви: Завережье, Кодолово, Кубок, Песок.
4). Помещиком Франциском Щитом построена в сороковых годах XVIII столетия Абовская униатская церковь в районе Спастырского прихода.
5). Настоятелем Невельского Спасо-Преображенского монастыря был иеромонах Дионисий Рубис, занимавший особое административное положение в Невельско-Себежской протопопии или, по крайней мере, в отношении к православным жителям в этом округе Белоруссии.
6). В качестве испытанных средств при обращении православных приходов на Унию было: постепенное сокращение или полное отнятие земли, насильственное обращение крепостных крестьян и православных приходов в униатство, построение новых униатских храмов, возбуждение панов со стороны униатского духовенства и подстрекательство их крепостных к переходу в унию, а со стороны ксендзов - меры самого решительного насилия.
7). В экономических королевских имениях Полоцкого воеводства обращению коренного православного населения, в том числе «панцирных бояр» в Унию содействовали главным образом воеводы. Особенно пылкую ревность в этом деле проявил воевода Слушка, который не гнушался вводить униатство самыми разными способами.
8). Уния появилась на Невельской земле не ранее последней четверти XVII века.

Источник: «Полоцкие Епархиальные ведомости», 1902, №-10