Геннадий Синицкий
Желание иметь каменный храм в Каратае зародилось у прихожан задолго до 1908 года, и побуждала их к скорейшему устройству нового храма. Прежняя приходская деревянная церковь обветшала от неумолимого времени, а приход по количеству душ увеличился настолько, что храм не мог уже вмещать всех молящихся в большие праздники и многие из них были вынуждены стоять во время совершения богослужения вне его стен. Совместно с прихожанами причт начал искать выход из такого затруднительного положения. Текущий ремонт и исправление недостатков в старой церкви постоянно вели к уменьшению церковных средств.
Каратаевская церковь
31 августа 1897 г., прихожане собрались в селе Каратай для обсуждения вопроса о капитальном ремонте здания церкви. Здесь, от присутствующих на собрании бывших подрядчиков они узнали, что на данный ремонт потребуется упо­требить более 1000 руб. местных средств, ведь к этому времени церковь уже простояла в Каратае более века. Если быть точным, то 108 лет, так как была построена в 1789 году. Поэтому строители предупредили людей, что спустя какое-то время прихожанам всё равно потребуется вновь собирать деньги на новый ремонт.
 
Местный священник Арсений Лузгин, вынес предложение о целесообразности постройки каменной церкви и просил разрешения у сельчан дать согласие на возбуждении ходатайства перед Епархиальным начальством о дополнительном отпуске казённых денег к местным средствам, какие уже имелись у церковно-приходского попечительства.
 
Прихожане одобрили предложение пастыря и, впоследствии, Святейший Синод поддержал их в решении этого вопроса. По смете 1902 – 1903 гг. на постройку нового каменного храма в селе Каратай было выделено 15 000 рублей. В 1902 г. были получены проект и составлена смета постройки равная 21 629 р. 4 коп., которая сложилась в совокупности из казённых и местных денежных средств.
Когда же пришло время закладки нового храма, промеж жителей произошёл разлад относительно места его обустройства. Некоторые прихожане желали, чтобы церковь была построена в чистом поле, вдали от жилых строений, а другая (большая) настаивала на постройке в центре села. Местному причту пришлось приложить большие усилия, чтобы примирить обе стороны  в пользу строительства храма в самом селе Каратай.
 
Позже нашёлся подрядчик на возведение храма, из бывших в то время мастеров на строительстве Петербуржско – Витебской железной дороги — Дмитрий Михайлович Бондарев, уроженец Черниговской губернии. Он согласился на все 43 пункта из условий населения, какие ему и были озвучены местным временно–строительным комитетом и позже выполнил все поставленные перед ним задачи досконально. Поэтому неудивительно, что 27 мая 1908 года при обозрении Каратаевской церкви Его Преосвященством Полоцкой и Витебской Епархии, Владыка Серафим (Мещеряков) обратил своё благосклонное внимание на особое благолепие храма.
 
И действительно, величественное здание церкви представляло собой виртуозную работу мастера, с разными рельефными до мелочей колоннами из тёсаного кирпича, наружным цоколем метровой высоты из тёсаного камня и водосточными трубами прекрасной заводской работы.
 
Внутри храма имелся трёхярусный иконостас с иконами на золочёном фоне чеканной работы, бетонный пол из разноцветных рижских плит расположенных симметрично, три железные печи хорошей работы и многое другое.
 
Всё это заставляло признать новый Каратаевский храм одним из лучших в Невельском уезде.
 
Кроме этого, следует отметить, что церковь располагалась на прекрасном месте. Она стояла на возвышенности, имея с трёх сторон довольно высокую искусственную насыпь, устланную для прочности по откосам колотым камнем. Была обнесена оградой по всему периметру и имела прекрасный вид на озеро и проходящую за ним железную дорогу…
К всенощному бдению, накануне освящения храма, к церкви со всех сторон начал стекаться народ. Службу вели трое священников. Закончилось бдение за два часа до полуночи, а на следующее утро, 8-го июля 1908 года к ним присоединились ещё пятеро пастырей.
 
Прибывающий народ переполнил собой просторную церковь, и даже пространство между храмом и оградой.
 
После ранней литургии, совершенной в старом деревянном храме местным священником Арсением Лузгиным, пастырем Ракитинской церкви Стефаном Квятковским было совершено малое освящение воды.
 
Само же освящение нового храма было начато в 10 часов утра и было совершено местным благочинным – священником Сокольникской церкви  Михаилом Борисовичем, при участии следующих священников: Витебского Успенского собора Сергия Лузгина, Плисской церкви Петра Серебреникова, Комшанской — Стефана Яновского и Болоздынской — Александра Завилейского. В процедуре также принимали участие пастыри: Ракитинской церкви – Стефан Квятковский, Каратаевской — Арсений Лузгин и Ивановской — Павлин Мурашкин.
На освящении все присутствующие особо отметили стройное и умелое пение на клиросе хора девочек, прибывших в Каратай из Плисской церковно-приходской школы под управлением крестьянина Плисского прихода Михаила Васильева.
 
Богу было угодно, чтобы и погода в этот день соответствовала высокому религиозному торжеству. День выдался солнечный, весёлый и тёплый.
По совершении освящения храма, было провозглашено обычное многолетие, а также произнесены поучения.
Первое из них было сказано местным благочинным. В нём проповедник, указав на особую важность возведения нового храма. Он отметил его особое благолепие, и обратил мысленные взоры слушателей на освящение и судьбу храма Соломона, который был несравненно великолепнее Каратаевского, но несмотря на это, оставил после себя только жалкие развалины... Где же причина этому? Без сомнения, в самом еврейском народе, которому Господь через царя Соломона, явившись ему в видении в ночь освящения, ясно возвестил, что храм его будет жить до тех пор, пока народ будет верно служить единому истинному Богу. Именно в этом причина долговечности любого храма Божьего и Каратаевского в том числе.
Второе поучение было сказано священником Витебского Успенского собора Сергием Лузгиным, на тему: «для чего строятся храмы». Затем последовало третье поучение, произнесённое священником Комшанской церкви Стефаном Яновским – «в защиту храмов» (против лжеучения штундистов). Во время Божественной литургии вместо запричастного стиха местный священник Арсений Лузгин произнёс четвёртое поучение.
 
По окончании литургии и совершении молебна святителю Николаю Чудотворцу, в честь которого был освящён новоустроенный храм, начался крестный ход на воду с особенно чтимой народом в Каратаевской местности  иконой Ахтырской Божией Матери. Как писал очевидец тех событий: «Собравшийся на торжество народ, движимый религиозными чувствами, массой устремился за иконой Богоматери. Все желали нести её святой образ, спешили облобызать его и практически каждый из молящихся считал необходимым выразить своё благоговение к ней».
В 3 часа пополудни в Каратае закончились торжества освящения Николаевского храма. Как позже свидетельствовал об этом благочинный священник 3-го Невельского округа Михаил Борисович:

«Никто так не потрудился в создании Каратаевской церкви, как местный священник Арсений Лузгин, причём немало посодействовал ему в этом святом деле и местный земский начальник – прихожанин Каратаевской церкви Михаил Петрович Янковский, и нельзя не поскорбеть о той невнимательности, с какой отнеслись некоторые иереи округа к торжеству освящения, не явившиеся на него без уважительных причин и, как следствие, не проявившие ревности о славе Божией, а также не пожалеть об отсутствии при Каратаевском новом благолепном храме не только способных, но и усердных к преподаванию пения псаломщиков».

Историческая справка по данным 1903 года:

В селе Каратай имеется деревянная церковь св. Николая Чудотворца (1789), крытая гонтом, не отапливаемая.
К ней приписаны:  деревянная кладбищенская церковь Александра Невского в селе Карулино (1898), часовня в имении Заиванье во славу св. апостолов Петра и Павла (1856).
В приходском храме чествуется икона Ахтырской Божией Матери.
Ежегодно 29 июня совершается крестный ход из храма в часовню. Церковные ярмарки – в день Преполовения и 14 сентября.
На момент  1785 — 1847гг. имеется земли 65 десятин (70,8 Га), леса 5 десятин (5,45 Га). Посева исполу: 5 четвертей озимых, 9 четвертей яровых, 30 возов сена.
 
Кроме этого имеется две пустоши:
1) «Тихоновка» (1785 — 1847) 50 десятин 1442 кв. саженей; 
2) «Дядино» (1785—1845) 24 десятины 1200 кв. саженей.
В церковной собственности находится половина озера «Голоново».
У  священника имеется плодовый сад. Последние причтовые постройки датируются 1866 г. Количество прихожан — 4031 человек, проживающих в 75 населённых пунктах Карулинской, Трехалёвской и Чупровской волостях. В приходе проживает 124 раскольника. Имеется общеобразовательная школа Министерства народного просвещения (1867) с общежитием на 55 учеников и школы грамоты в деревнях Карманы, Кудиново и Подсосно.

По материалам газеты «Полоцкие Епархиальные ведомости», 1903 (№ 10), 1908( № 32).