Синицкий Геннадий

Ещё задолго до постройки каменной Параскево–Пятницкой церкви, в селе Поречье стоял деревянный храм. Устные предания местных жителей относят его возведение к началу XVIIIвека, но в каком именно году это произошло, и кем именно было положено его основание неизвестно – письменных данных на этот счёт нет. Из сохранившихся материалов того времени, датируемых 1760 годом, видно, что церковь называлась Параскево – Пятницкой и имела придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Уже в то время храм был очень ветхим, а к концу столетия обветшал до того, что богослужения совершались только в её Покровском приделе. Причти прихожане испытывали потребность в устройстве нового храма. За неимением на это денежных средств, население начало сбор добровольных пожертвований. Сначала деньги собирались среди прихода и только хлебом, а потом вне его пределов — по книге, выданной Могилевской духовной консистории, в силу указа Святейшего Синода от 19 ноября 1808 г. Но как хлебные, так и денежные пожертвования шли медленно и, главное, были незначительны. Собранной суммы на создание нового храма было далеко недостаточно. В это время, как гласит местное предание, рядом с храмом стояла сосна, под которой, крестьянин деревни Прокопцево Леонтий Волдай нашёл клад.

В благодарность Господу за такое благодеяние, он вознамерился построить в Поречье новый храм, но не деревянный, как предполагалось, а каменный.

poreche

Вследствие прошения, поданного от лица прихожан, Архиепископ Могилевский и Витебский – Варлаам, грамотой от 8 февраля 1811 г. (№ 292),  благословил постройку нового каменного храма и повелел заложить его Невельскому благочинному священнику Воскресенской церкви Иоанну Белинскому, который в том же году исполнил Архипастырское распоряжение. Так началась постройка храма в селе Поречье и, благодаря заботливости Волдая, который сам за ней наблюдал, пошла довольно быстро. Но, в 1812 году, когда строители возвели стены церкви до самых карнизов, постройка остановилась. Как значится по клировым ведомостям того времени – за разграблением материалов и церковного достояния помещиком Григорием Ивановичем Михельсоном, у которого Волдай был в крепостной зависимости. Началось судебное разбирательство, которое сначала производилось в первом Департаменте г. Витебска, а потом — в 1818 году поступило на рассмотрение в Сенат. За это время Волдай вынес на себе много хлопот, трудов и лишений. Ездил в Витебск и Петербург, но дело не двигалось с места и, неизвестно, когда и чем оно закончило бы. По Его Всеблагому промыслу, через Поречье проезжал Император Александр Благословенный (в те времена мимо Поречья проходил почтовый тракт, называвшийся Московским, который был главной соединительной артерией Российских Столиц с Украиной). Вид недостроенного, прикрытого соломой ка­менного храма привлёк внимание Государя. В деревне Серуты (10 верст от Поречья) располагалась станция с царскими покоями, и пока производилась перемена лошадей, высокому гостю угодно было узнать всю суть дела. Благодаря этому, в 1824 году последовало Высочайшее повеление: «достройку церкви окончить за счёт виновного». Для осуществления этого, в том же 1824 году решением Сената от 2 марта, было присуждено взыскать с имения Г.И. Михельсона в Полибино, находящегося в 4-5 верстах от церкви: 17 четвертей ржи, 50 овса, 35 пудов железа и деньгами 18 402 рублей на ассигнации. Вместе с этим, не оставлен был Монаршей милостью и Волдай, который за свою истинно христианскую ревность об устройстве храма был освобождён от крепостной зависимости решением того же Сената, от 9 марта 1824 года.

Получив свободу, Волдай приписался в Невельское 3-й гильдии купеческое сословие, купил землю в пределах прихода и с новой энергией принялся за своё начатое дело. По словам старожилов, он хлопотал о составлении нового плана, по части его утверждения и о скорейшем взыскании денег. Но смерть прекратила его достойную уважения деятельность – в 1826 году он утонул.

Как видно из приходорасходных книг церкви, вскоре после этого, часть следуемых на строительство денег была взыскана членами Невельского духовного Заказа от Невельского земского суда, нижнего суда и правящего городничего, и была принята в количестве 11 543 руб. 45,5 копеек для хранения в казначействе. Однако достройка храма еще тормозилась. Наконец 3-го мая 1827 года по контракту за 18 000 ассигнациями прихожане вверили окончить постройку церкви Новоржевскому купцу Псковской губернии Родиону Полякову, который завершил её в 1830 году. В этом же году были приобретены все предметы церковной утвари и различные принадлежности. Вновь устроенная церковь, подобно прежней, сгоревшей незадолго перед этим от удара молнии, была освящена во имя св. Мученицы Параскевы-Пятницы.

Таким образом, от основания и до окончания постройки прошло 19 лет.

Храм вполне удался, как снаружи, так и внутри. Он был построен в виде креста имеющего в длину с Востока на Запад 13,5 саженей, а в ширину с Севера на Юг – 4 сажени и 2 аршина. Стены были сложены из кирпича и окрашены в жёлтый цвет с белыми карнизами. На цоколе имелась кладка из простых булыжных камней. Железная крыша была покрыта масляной краской зелёного цвета. Главная часть церкви была увенчана одной главой с четырёхконечным вызолоченным крестом. Над передним фронтоном стояла башня, в которой помещалась колокольня, а над ней возвышался четырехгранный шпиль, обшитый белым листовым железом.

С трёх сторон церкви — западной, северной и южной находились портики, на каждом из которых размещалось по четыре колонны, как бы поддерживающие кровли портиков. На каждом портике имелось по одной створчатой двери обитой железом. В последней четверти XIX века  стараниями церковного старосты Маркова, храм был обсажен липами и обнесён прочной каменной оградой.

Внутри церковь, как и во всех православных храмах, делилась на три части. Особенных богатств в её украшении и внутренней отделке не было, но всё выглядело достаточно хорошо и благообразно. В ней имелся одноярусный иконостас с небольшой золочёной резьбой поверх икон. В алтаре за иконостасом виднелась довольно обширная сень на шести деревянных колоннах белого цвета, пьедесталы которых, как капители и базы на самой сени с карнизами были украшены золотом и гирляндами. Посредине церкви свисало изящной работы паникадило из накладного серебра с бронзой, хрусталём и розетками.

От пола и до купола всё было покрашено. Все иконы, а их было чуть менее 30 штук, как в иконостасе, так и в остальных частях храма, стояли в золочёных рамах, имели довольно правильный рисунок и были крайне выразительны. Между ними особенного внимания молящихся заслуживала икона св. Мученицы Параскевы—Пятницы. Народ молвил, что эта икона стояла ещё в прежней деревянной церкви, и во время пожара, истребившего храм со всем имуществом, только она одна, неизвестно каким чудесным образом уцелела. На обратной стороне иконы действительно были видны следы огня, а её образ не вызывал у кого-либо сомнений, что она очень древняя. Располагалась икона в середине церкви, по правую сторону, в киоте за стеклом. В последнюю пятницу, перед днём св. Апостолов Петра и Павла, к ней отовсюду спешили богомольцы и, несмотря на значительность её размеров (1,5 аршин в ширину и 2 арш. в длину), в этот день она всегда вынималась из киота, для крестного хода и поклонения.

Особенным достоинством устройства Пореченской церкви было то, что она имела 22 окна и удобство для богослужений. Устроенный в ней резонанс был настолько правильным, что даже слабый человеческий голос был слышен совершенно отчетливо во всех её частях. Кроме того, над первой частью и частью второй половины церкви имелся второй этаж, на котором был устроен небольшой и теплый предел в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Историческая справка (1903 год):

Церковь св. великомученицы Параскевы–Пятницы каменная, построена в 1830 г., крытая железом, не отапливаемая.

На вернем этаже имеется тёплый предел Покрова Божией Матери.

К церкви приписана деревянная часовня, расположенная на Петровском кладбище.

Почитание иконы св. Параскевы.

Ежегодно справляются две ярмарки: 27 мая на  «Пятинку» и 1 октября.

Согласно клировых ведомостей имеется 71 десятина 1096 квадратных саженей земли, в том числе леса и зарослей 20 десятин.

Хозяйственных посевов  4 четверти озимых, 10 четвертей яровых, 60 возов сена.

У священника и псаломщика имеются плодовые сады.

Последние причтовые постройки: для священника —1854 г., для псаломщика—1887 г.

Количество прихожан —2947 человек, проживающих в 60 населённых пунктах Зябкинской и Серутской волостях.

Раскольников – 57 человек.

Имеются два образовательных учреждения: 

а) мужская школа Министерства Народного Просвещения (1864) с общежитием на 40 учеников;

б) женское училище (1901).

По материалам газеты «Полоцкие епархиальные ведомости» 1885 г. (№19), 1903 г. (10)