Ериков В.И. Рябов А.Н. Хлюстова М.Р.

В конце 2021 года вышла в свет новая книга – Александр Невский. Образ в поэзии. Авторы В. И. Ериков, А. Н. Рябов, М. Р. Хлюстова.  Литература, в частности поэзия, имеет огромное значение для духовно-нравственного развития общества. Именно поэтому Городецкий губернский колледж, которым вот уже много лет руководит В. И. Ериков, выпустил новый альбом, посвященный образу Александра Невского в поэзии.

В поэтическом произведении автор имеет большую свободу в том, что изображает. Он может давать своим фантазиям неограниченную свободу, рисуя перед читателем живой образ, некую картину, через которую читатель получает представление об изображаемом. Язык поэзии - образный, несет большую эмоциональную нагрузку, заставляет читателя заново постигать реальность и открывать через слово бытийные смыслы. Здесь главное - стать соавтором поэта.

Александр Невский - один из самых почитаемых святых на Руси. Сегодня этот образ необыкновенно популярен в разных жанрах искусства: в живописи, литературе, кинематографе и т.д.

В книге «Александр Невский. Образ в поэзии» собраны произведения XVIII - XXвеков.

Первыми к образу Александра Невского в поэзии обратились поэты XVIII века: М. Ломоносов, Г. Державин, А. Сумароков. М. Ломоносов затрагивает тему Александра Невского, рассчитывая на знание ряда исторических событий, называет Невского святым, храбрым князем, защитником России, покровителем Петербурга. А. Сумароков в своих «Стихирах» указывает на заслуги Александра Невского и считает его покровителем Петра Великого.

Из большого списка поэтов XIX века мало кто обратился к образу Невского, из наиболее известных это Л. Мей и А. Майков. Почему же интерес к личности Александра Невского был столь мал?

К началу XIX века изменились взгляды, тематика литературных произведений, ценности. Героем становится реальная личность, порой эгоистичная.

На стыке XIX-XX веков отдельные поэты вновь уделяют внимание знаменитым битвам Александра Ярославича, где он выступает как воин, полководец, дипломат. В стихах этих поэтов больше народности.

И наступает тишина… Как и не было в нашей истории благоверного князя Александра Ярославича Невского…

Но в конце 30-х годов XX века картина изменилась, вспомнили об исконно русских героях, в том числе и об Александре Невском. Но его облик основательно изменился, нигде и никогда не вспоминали, что он святой, да и слово «князь» (т.е. феодал, угнетатель) употребляли достаточно редко. Чаще говорили «полководец», «защитник», «доблестный воин».

Одним из первых, кто обратился к этому обновленному образу, был Д. Бедный. Будучи в опале, поэт считает своим долгом вдохновить читателя на подвиги во имя державы.

В поэме К. Симонова «Ледовое побоище», опубликованной в 1938 году, прослеживается историческая параллель: 1242 - 1918 - 1937 годы. Как видно, эти исторические события связаны с вторжением немецких захватчиков на русские земли. В центральной части поэмы, в сцене Ледового побоища, автор подчеркивает не столько физическую силу, сколько силу духа Александра Ярославича. В образе Невского автор представил идеал правителя: интересы государственные для него превыше личных.

Патетикой проникнуты стихотворения В. Луговского, Его произведение «Вставайте, люди русские» к фильму С. Эйзенштейна «Александр Невский» звучит призывом к борьбе, к противостоянию врагу.

Литература периода Великой Отечественной войны для большинства советских людей - это стихотворения, ведь они облетали даже самые удаленные уголки фронта, возвещая о стойкости духа и непримиримости воинов. Ответственность за судьбу Родины, горечь поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность Отчизне, вера в Победу - вот что под пером художников слова отлилось в строках неповторимых стихотворений, баллад, поэм, песен. И тут на передний план вышел образ Александра Невского как пример защитника.

В стихотворениях периода Великой Отечественной войны Александр в своих воинских действиях стремителен, самоотвержен, беспощаден к врагам. Его полководческая удаль ведет за собой дружину, которая верит князю, готова на подвиги ради сохранения Родины. Авторы концентрируют свое внимание на таком историческом событии как Ледовое побоище. Поэты, не будучи свидетелями захватывающих исторических битв, повествуют о них твердо и убедительно. Легко проследить параллель меж псами-рыцарями и фашистскими захватчиками.

Представленные в этом издании поэты советского периода были участниками военных событий Великой Отечественной, остро реагировали на происходящее.

Поэт С. Орлов, который, будучи танкистом, получил сильные ожоги, причислил себя и своих товарищей к «героям Александра Невского», которые защищали Великий Новгород. Стихотворение всего из двух строф, но оно как бы охвачено огнем души… И вновь любовь к Родине соединяет века.

На протяжении всех страшных лет Великой Отечественной войны поэты воодушевляли советского воина-освободителя образом Александра Невского.

Необычно звучит стихотворение Ю. Андрианова, нижегородского поэта, «Смерть Александра Невского», созданное в период атеизма: вторая половина XX века. Как оно было опубликовано?! В нем показаны последние минуты жизни благоверного князя. Перед Александром Невским в мгновение ока пролетает вся жизнь полководца, воина, дипломата. Его видения - отражение внутренней борьбы, смятения. Вспомнив ратные подвиги, герой «успокоено заснул» - жизнь прожита не зря.

Видны различия в трактовке образа Александра Невского поэтами разных поколений, но все произведения объединяет идейное содержание. Без нравственного идеала не может быть ни подвига, ни жизни. Несмотря на временные рамки, религиозные чувства и верования поэтов, их произведения объединяет одна мысль: Александр Невский - светлый идеал человека, воина, правителя.

Авторы данной книги ограничили свой обзор поэтических произведений концом XX века. Тому есть несколько объяснений: после снятия всех цензурных ограничений на любые произведения, существенное упрощение публикаций как в «бумажном» издательском деле, так и в электронных изданиях, появилось огромное количество произведений самого различного качества - от высокохудожественных до низкокачественных и даже вульгарных.

Авторы издания не берут на себя ответственность сортировать поэзию на «высокую» и «низкопробную». Пусть само время рассудит всех поэтов и литераторов и отберет самое лучшее и достойное. Возможно, что лет через сто появится новая книга «Александр Невский в поэзии ХХI века», но уже нынешние читатели и авторы этого не увидят.

А пока… Будем читать действительно достойную поэзию, прошедшую через фильтры времени, как дошел до нас через века светлый образ святого благоверного великого князя Александра Ярославича Невского.

М. Р. Хлюстова,
МБОУ «Ильинская основная школа»