Геннадий Синицкий. Первый храм Пустошки
* * *
Закладка
В начале XX века на Московско – Виндавской железной дороге была открыта новая станция «Пустошка», вокруг которой, с течением лет, сначала выросло одноимённое поселение, а позже, районный центр.
Земля эта ранее принадлежала крестьянам деревни Звяги Себежского уезда, которые уступили её под постройку названного посёлка, а именно - участок пустоши в 75 десятин (81,75 Га).
В июне 1904 года, данный участок разбивали на части при помощи землемера. Тогда-то и возникла мысль, построить в центре будущего посёлка церковь. Для этого отвели ¾ десятины земли, и по приговору местных крестьян передали в дар Вербиловскому женскому монастырю, в подворье которого и строилась Пустошка.
Бывшая в тот год настоятельницей обители игуменья Иллариона озаботилась постройкой храма и направила прошение к Епархиальному начальству. На что Указом Полоцкой Духовной Консистории от 1-го марта 1905 года, за № 2818, поступило Высочайшее соизволение на приятие дара, заготовление леса и пиломатериалов, а также, на сбор пожертвований.
Как писал очевидец тех событий: «Сердечная и глубокая вера настоятельницы не посрамила её надежды на благополучный исход дела, и вскоре оно начало благоуспешно осуществляться».
Лесной материал приобрели в изобилии, по сходной цене, и по самой последней санной дороге доставили к месту постройки. Когда же приступили к обделке привезённых пней, игуменья испросила разрешение на постройку дома и надворных построек, по смете в 2168 рублей. Указом Полоцкой Духовной Консистории от 1-го апреля 1905 г., за № 4205, всё было согласовано и утверждено (позже последовал Указ, того же органа, от 26 апреля 1905 года, за № 4803, разрешающий приступить к постройке церкви).
Закладку церкви запланировали на 9 мая 1905 года, а накануне торжества в Вербиловском монастыре провели всенощное бдение с чтением акафиста св. Николаю, которое совершал ключарь Витебского кафедрального собора протоиерей Дмитрий Акимов, при участии дьякона Невельского Успенского собора Алексея Берёзкина. Наутро состоялась Божественная литургия, после которой из монастыря в Пустошку отправился крестный ход, собравший под свои хоругви значительное количество местных жителей. Возглавлял процессию будущий настоятель Пустошкинской церкви Андрей Хруцкий, за ним шли монахини, которые поочерёдно с крестьянами несли особочтимые иконы: Божией Матери «Утоли моя печали» и преподобного Серафима Саровского Чудотворца. У места закладки их встречала многочисленная толпа народа. Завидев шествие, люди начинали креститься, молитвенно поднимая руки к небу, кто-то пал на колени.
Чин закладки производился с особой торжественностью, согласно предписанию церковного устава. Стройно и умилительно пел хор сестёр из монастыря. Перед сугубой ектеньей протоиереем Акимовым было сказано приличествующее случаю назидательное поучение. После чего диакон Берёзкин провозгласил многолетие Государю Императору, всему Царствующему Дому, св. Синоду, преосвященному Серафиму – епископу Полоцкому и Витебскому с богохранимой его паствой, игуменье Илларионе с сёстрами обители, почётной гражданке и благотворительнице Вере Ивановне Филипповой, строителю храма Михаилу Машневу, жертвователям и всем православным христианам.
Затем, на алтарной стене положили краеугольный камень, на который был возлит освященный елей и положена металлическая высеребренная закладная доска, с надписью (дословно):
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго духа
Основася сія деревянная церковь во славу святыя Живоначальныя Троицы, при ст. «Пустошка» Москов.-Винд. ж. д. въ подворьи Вербиловскаго женскаго монастыря, при игуменіи Иларіонѣ, по благословенію Преосвященнаго Серафима, Епископа Полоцкаго и Витебскаго. Сооружается церковь на 1500 р. монастырскихъ и на 3500 руб. пожертвованныхъ Вѣрою Ив. Филипповою изъ Москвы. Аминь!
1905 года Мая 9 дня.
Освящение
Прошло чуть больше года, и недалеко от ж/д вокзала, на самом высоком месте Пустошки, откуда во все стороны света обнимает далёкое пространство, стояла церковь, видимая отовсюду из окрестных мест. Рядом располагался дом покрытый железом и надворные постройки.
Размеры храма выглядели так:
По длине, от алтарной стены до входного крыльца – 13 саженей (27,74 метров);
Ширина алтаря – 8 на 9 аршин (5,7 х 6,4 метра);
Ширина средней части – 21 на 16,5 аршин (15 х 12 метров);
Ширина притвора – 9 на 12 аршин (6,4 х 8,5 метра).
Стоимость церкви (без иконостаса) обошлась в 4663 р. 20 к.
29 августа 1906 года, с благословения Преосвященнейшего Серафима – епископа Полоцкого и Витебского, в Пустошке происходило освящение вновь сооружённого тёплого храма во имя Святой Троицы.
Чин освящения совершал благочинный монастырей Полоцкой епархии архимандрит Пантелеймон, в сослужении игумена Невельского Спасо - Преображенского монастыря Порфирия, благочинного 3-го Себежского округа Григория Яновского, латышского миссионера Петра Лепиня, иеромонаха Витебского Маркова монастыря Иннокентия и священников: Вербиловского монастыря Андрея Хруцкого, Ясской церкви Виктора Блажевича, Колпинской Ксенофонта Одинцова, иеродиаконом Невельского монастыря Феодорита и диакона Соинской церкви.
К этому времени игуменья Иллариона уже служила настоятельницей Полоцкого Спасо - Евфросиниевского монастыря, её место в Вербиловской обители заняла игуменья Евфросиния, которая присутствовала на описываемом торжестве и также приложила немало усилий к устройству Пустошкинского храма. Её стараниями были оповещены крестьяне соседних приходов, благодаря чему на освящение собралось около 5000 человек.
Так как подобное торжество в подворье проводилось впервые, игуменья позаботилась о красоте и благолепии окружающей обстановки. Руками сестёр были сделаны венки из живых цветов, которыми украсили весь иконостас, иконы на стенах и колонны. Вокруг церкви устроили плац с постепенно спускающейся к колодцу дорогой, которая предназначалась для крестного хода в дни освящения воды. На всём её протяжении лежал гравий, а откосы искусно уложены дёрном.
Церковное торжество началось накануне всенощным бдением. В 6 часов пополудни, с колокольни новоустроенного храма раздался призывный благовест, и народ, в большом количестве окружавший церковь, толпою повалил внутрь.
В половине седьмого священник Хруцкий начал богослужение. На литию и величание выходило всё духовенство во главе с отцом архимандритом. Первую кафизму прочёл латышский миссионер, после чего он же произнёс поучение о великой духовной радости и благодарности по случаю настоящего величественного и трогательного церковного торжества. Лепиня говорил о любви к новой святыне, как месту особого присутствия Бога на земле, для врачевания духовных и телесных недугов людских, как светильнику веры, благочестия и добрых дел. Вот как описывал обстановку в церкви священник Вербиловского монастыря Матфей Николайчук: «Благочестивые настроения слушателей прорывались в тихих молитвенных вздохах, светились в невольно проступивших слезах».
29 августа 1906 года, в 8-30 утра, церковный благовест оповестил всю округу о начале долгожданного всеми события.
Как писал очевидец: «И стар, и млад, и воин, и мирный гражданин, и купец, и простолюдин, без различия национальности и вероисповедания, — все как бы движимые невидимою силою, спешили в храм. Но в спешивших, а также и собравшихся около храма на обширной церковной площади группах, не было слышно шума. На всех и всём виднелась печать торжественной тишины. Это, кажется, — общий закон природы: безмолвием предваряет она, точно собираясь с силами, в эти великие моменты».
Храм вмещал около 900 человек, и поэтому был очень быстро переполнен народом. Богослужение началось чином малого водосвятия. Его совершал архимандрит Пантелеймон, в сослужении всех вышеперечисленных священнослужителей. После чего было совершено освящение престола, жертвенника и всего храма. Присутствующие в алтаре с глубоким вниманием следили за каждым действием. После чего, под перезвон колоколов состоялся крестный ход, с обнесением священного антиминса вокруг храма.
В притворе церкви читали положенные по чину молитвы, а когда певчие на слова предстоятеля пропели: «Господь сил, Той есть Царь славы», крестный ход вошёл в церковь.
Освящение совершалось с возможной торжественностью и неотступно от положенного канона освящения. Под управлением Матфея Николайчука пел монастырский хор. Перед началом литургии священник Хруцкий произнёс поучение о значении храма, как места общественной молитвы, а по исполнении запричастного стиха, миссионер Пётр Лепиня произнёс слово на текст: «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!».
Для усиления торжества, по окончании литургии, все священнослужители, при колокольном звоне, отправились с крестным ходом на колодец, находящийся у подножия церковного холма, где был совершен чин малого освящения воды.
На обратном пути, на паперти, после положенной ектеньи были произнесены многолетия: Государю Императору и всему Царствующему Дому, Св. Правящему Синоду и преосвященному Серафиму - Епископу Полоцкому и Витебскому с богохранимой его паствой, настоятельнице монастыря Евфросинии с сестрами обители, благотворителям, жертвователям храма и всем православным христианам.
По окончании церковного торжества все участники были приглашены в церковный дом, на скромную трапезу.
Празднество произвело глубокое впечатление на народ, который по окончании богослужения ещё долго оставался при церкви, радостно беседуя о редкостном для него событии.
Из воспоминаний священника Николайчука: «В путях устроения этого храма нельзя не видеть особого указания и водительства Промысла Божия. Года два тому назад никто не мог и подумать, что здесь, на этой мирской дороге, в столь короткое время будет красоваться храм Бога истинного. Совершилось на наших глазах великое дело - дух православия воспрянул там, где так недавно царил мрак житейской суеты».
По материалам архивной периодики Полоцкой и Витебской епархии за 1905 – 1906 гг. №№12,20.
.