Синицкий Геннадий

Вынужденные гастроли

* * *

Весной 1925 года театральные подмостки Ленинграда потрясла весть о закрытии на ремонт нескольких крупных театров. Около 1000 квалифицированных артистов, пусть временно, но оказались безработными. Посредническое бюро труда работников искусств (ПОСРЕДРАБИС) в срочном порядке начало создавать творческие драматические коллективы, которые на весь летний сезон отправлялись в гастроли, по всем уголкам нашей необъятной Родины.

Одним из таких мест оказался г. Невель, в который приехала драматическая труппа из 14 человек, под руководством известного в то время режиссера, сценариста и драматурга Павла Павловича Дюваля (Дриго). На пару с г. Невелем для гастролей ПОСТРАБИСом был выбран и соседний г. Городок Витебского округа БССР (договор с белорусами был подписан двумя днями ранее невельчан). Организаторы планировали, что артисты будут перемещаться из города в город ж/д транспортом, каждую неделю, вернее: два дня работают в Невеле, два дня в Городке, остальные 3 дня на неделе отводились на репетиции, пошиву костюмов, переездам, отдыху и т.д.


Договора были заключены на три месяца: с 15 мая по 15 августа.

Архивные фотографии к статье Г.Синицкого
Причем разорвать договор, заключенный представителями ПОСРЕДРАБИС с общими районными/уездными отделами исполкомов, артисты не имели права, за исключением случаев связанных с нарушениями трудового законодательства и оговоренных положений самого договора, а в случае срыва спектакля либо отказа от него виновная сторона обязана была уплатить правой стороне денежную компенсацию в размере 3-дневного валового сбора, из расчёта 40% посещаемости. Для наглядности приведу основные пункты договора, подписанного в г. Невеле 25 апреля 1925 г.:

⁃ В случае, если по истечении месячного срока окажется, что посещаемость театра ниже 40% валового сбора по установленной сторонами расценке, сторонам представляется право расторжения договора ранее оговорённого в нём срока;

- Трудоколлектив Драмы обязуется ставить, не менее 2-х премьер в неделю, причем за ним фиксируется три дня отдыха для его постановок, каковые устанавливаются по соглашению сторон на месте, за исключением пятницы, субботы и воскресения;

- общий отдел Невельского УИКа обязуется за свой счёт предоставлять помещение Летнего Театра им. К. Маркса, с электрическим освещением, содержа его в полном порядке, и штатом следующего обслуживающего и технического персонала, как-то: одного кассира, 2-х билетеров, одного машиниста по сцене – с помощником;

- общий отдел Невельского Уисполкома предоставляет Трудоколлективу Драмы, за свой счёт, в его распоряжение: костюмы, бутафорию, реквизит, декорации и мебель;

- общий отдел Невельского УИКа обязуется на время действия договора никаких других зрелищных и театральных постановок профессионально-платного характера в Невеле не допускать;

- общему отделу Невельского УИКа предоставляется право один раз в месяц приглашать на гастроль, в принадлежащие ему дни – украинские или еврейские труппы;

- общий отдел Невельского УИКа принимает меры содействия в предоставлении личному составу Трудоколлектива Драмы помещения – общежития, за плату по ценам обязательных постановлений УИКа;

- расценка мест на театральные билеты устанавливается сторонами по соглашению;

- число разрешенных мест в Летнем Театре им. Карла Маркса устанавливается по соглашению сторон, но не менее 400. Примечание: из установленного количества мест, 15 предоставляется бесплатно для административных лиц;

- количество контромарок, предоставляемых сторонам к выдаче на каждый спектакль, устанавливается не более 10, каждой стороне;

- при производстве расчёта с валового сбора предварительно снимается:

а) местный сбор и Красный Крест;

б) 2% комиссионного вознаграждения Ленинград-ПОСРЕДРАБИСу;

в) расходы по стоимости рекламы;

г) авторский гонорар;

Оставшиеся за вычетом суммы делятся между сторонами следующим образом: 75% - Трудоколлективу Драмы, 25% - общему отделу Невельского УИКа. 
За неделю до начала гастролей Ленинград-ПОСРЕДРАБИС утвердил следующий список драматической труппы:

  1. Панина Полина Георгиевна – героиня, член Сорабиса № 22847, адрес: Советский пр. 30, кв. 10;
  2. Данилова Екатерина Семёновна – инженю, чл.кн.№ 22332, адрес: Екатерингофский пр. 15, кв. 3;
  3. Лощенкова Наталья Борисовна – инженю, чл.кн.№17022, адрес: ул. Красных Зорь, 54, кв. 29;
  4. Рязанцева Евгения Александровна – инженю, чл.кн.№17049, адрес: Сытнинская пл., 14, кв. 16;
  5. Лаврова Ольга Семёновна – характерная, чл.кн.№22325, адрес: Бородинская, 2, кв. 13;
  6. Вербин Сигизмунд Витольевич – комик, чл.кн.№18906, адрес: Лиговка, 63, кв. 39;
  7. Супруненко Виталий Иванович – любовник-простак, чл.кн.№22333, адрес: Подольская ул., 13, кв. 7;
  8. Девилль Виктор Михайлович – резонер, чл.кн.№18403, адрес: Зверинская, 42, кв. 24;
  9. Киреев Александр Николаевич – любовник, чл.кн.№17048, адрес: Б.Пушкарская, 8, кв. 16;
  10. Черкасов Борис Эдуардович – 2-е роли, чл.кн.№2395, адрес: Головинская ул., 13, кв. 4;
  11. Жегалова Ксения Ивановна – гранд-дам и кокетка, чл.кн.№…., адрес: Моховая ул., 17, кв. 5;
  12. Романов К.Л. – 2-й резонер, чл.кн.№….., адрес: Греческий пр., 15, кв. 19;
  13. Вершинская Варвара Владимировна – суфлёр и характерные роли, чл.кн.№22138, адрес: ул. Блохина, 2, кв. 25;
  14. Дюваль Павел Павлович – ответственный уполномоченный, режиссер и характерный, чл.кн.№21396, адрес: Пр. Слуцкой, 30, кв. 10.
Архивные фотографии к статье Г.Синицкого

Позже в коллективе произошли изменения: в последней декаде июля на место выбывших артистов, в состав членов трупы оставшейся работать в Городке, добавился Писарев В.А., а ответственным руководителем был назначен В.М. Девилль.  

Также, руководством посреднического бюро был утверждён репертуар труппы, которая выбрала для постановок следующие пьесы:

  1. «Отец» - Стринберга;
  2. «Праздник мира» - Гауптмана;
  3. «Анна Кристи» - О,Нейля;
  4. «Всех скорбящих» - Геерманса;
  5. Богомолы и розы» - Зудермана;
  6. «Поток» - Гальбе;
  7. «В городе» - Юшкевича;
  8. «Винирея» - Сутугина;
  9. «Тайфун» - Ленгилля;
  10. «Чёрная пантера» - Винниченко;
  11. «Снег» - Пшибышевского;
  12. «Атлантита» - Пьер Бенуа;
  13. «Анафема» - Киреева;
  14. «Три вора» - Аренского.

Архивные фотографии к статье Г.Синицкого

Сейчас трудно восстановить подробности путешествия актеров до места назначения, но, картину провинциальных реалий, с которыми столкнулась труппа Дюваля, описаны Павлом Павловичем довольно подробно, в отсылаемых им отчётах, в адрес театрального руководства: 

Фотографии к статье Геннадия Синицкого«…О том, что в Невеле не может всё лето существовать коллектив даже в 10 (не только в 14) человек прекрасно знает каждый умеющий считать, но уполномоченный ПосредРабиса Спарский, не интересовался этим вопросом, ему было важно заключить договор и он снял «сарай» ибо Невельский театр – это сарай, без мебели и реквизита*. Но как мог Исполком приглашать к себе в город труппу зная, что ей угрожает «голодовка»? Спарский конечно даст отчёт о своих действиях перед ПосредРабисом. Товарищ Павлинов также даст отчёт, как председатель Невельского Рабиса, перед Губернским Рабисом о том, что он не предупредив Спарского, что в Невеле просуществовать коллективу всё лето немыслимо – этим самым обрёк прибывших сюда артистов на «голодовку». Но как компенсирует в данном случае Исполком? Вот вопрос, который задал мне коллектив после третьего спектакля…»;

«…Для того, чтобы труппа в 10 человек могла кое-как жить в Невеле надо дать на каждого артиста минимум 35 рублей в месяц, следовательно, 350 рублей на весь коллектив...»; 

«…Обвинить Посред Рабис в том, что он, заключив договор с Невелем, и отправил сюда Коллектив, обрёк таковой на голодовку, я и мои товарищи не имеем право, по той причине, что Посред Рабис отправляя в провинцию Коллективы, имел целью разгрузить большое количество безработных, находящихся у него на учёте артистов, принимая для этого все старания, вплоть до выдачи дорожных денег. Виновным лицом является, безусловно, тов. Спарский, который своё посредничество проявил только в том, что заключил договор и этим самым ввёл в невыгодную сделку, как Посред Рабис, так и актёров...»;

«…Если бы тов. Спарский навёл справки у местного Зав. Рабисом тов. Павлиновым о посещаемости театра местной публикой и взял точные цифр. Сведения, то конечно Лен.Посред.Рабис не заключил бы договора, так как посещаемость театра здесь выражается в 10% (на круг) валового сбора. За три спектакля (23, 24 и 25 мая - пятница, суббота, воскресенье) было всего валового сбора (19 р. 40 к. + 25 руб. + 10 руб. = 54 р. 40 к.) и рассчитывать на большие сборы, по мнению всех Невельцев, невозможно. Увеличить сборы или вернее «сорвать» два, три сбора постановкой таких пьес, как «Николай 2-й» и «Заговор Империи», во-первых не привело бы ни к чему, так как максимум можно рассчитывать было бы на сбор в 40-50 рублей, каковая сумма ушла бы почти вся на специальные расходы по постановке этих пьес (костюмы и прочее) и во 2-х, постановка их не мыслима в здешнем театре, так как вся театральная мебель выражается в 2-х кухонных столах и 7 ломаных стульях, двух венских диванах и пианино...»;

«…Реквизита и костюмов нет никаких (с нас берёт реквизитор 1-1,5 рубля за спектакль, за самых не сложный реквизит), в местном театре не 400, а 280 мест. За расклейку афиш мы платим 1 руб., за разрешение афиши Цензор Главного Лита берёт 2 руб. 20 коп., требуя деньги вперёд, печать афиши 6 руб. от комплекта. Бесплатным проживанием Исполком нас не обеспечил, и актёры сняли комнаты по 10 руб., по 7, 6 и 5 руб. в месяц...»;

«…От трёх спектаклей получили по 1 р. 50 коп. на контрамарку. В пятницу, субботу и воскресенье – 29, 30 и 31 мая, объявлены три рядовых спектакля в Городке (расклеены даже афиши), но выехать в Городок коллектив не может за отсутствием средств, надо на дорогу 15 руб., а также расплатиться в Невеле за квартиры 25 руб…»;

«…Прошу Посред. Рабис перевести срочно 40 руб., дабы не отменять в Городке 3-х спектаклей, т.к. только одна надежда на Городок, с Невелем же придётся кончить, ибо много параграфов договора нарушаются Исполкомом...»; 

«…Из предшествующего заявления видно, что в Невеле дел быть не может, так как три спектакля дали валового сбора 54 руб. 40 коп., из коих Коллектив разделил на марку по 1 р. 50 к. Далее: я продал за 40 руб. спектакль Профсоюзу, который при сём старании привлечь публику сделал сбор в 27 руб. т.е. взял порядочный убыток, так как помимо уплаты нам 40 рублей понёс по спектаклю все расходы...»;

«…Исполком пошёл навстречу моему ходатайству и дал 100 рублей авансом, в уплату коего, с проданного спектакля я выдал Исполкому 20 руб. Далее, пока мы находились в Городке, Исполком нарушил договор с Посред Рабисом и сдал театральную площадку на 2 дня еврейской труппе…»;

«…По моему мнению следует:

  • Договор с Невельским Исполкомом считать нарушенным;
  • Взыскать с Исполкома неустойку, согласно договора;
  • Неуплаченный нами долг Исполкому от аванса в 80 руб. зачесть в уплату неустойки, и спектакли в Невеле прекратить, т.к. абсолютно на сборы рассчитывать бесполезно...»;

«…Сегодня труппа разделена мною на два состава, 8 человек играют третий спектакль в Городке состоящий из одноактовых пьес репертуара революционно-бытовой сатиры, а 6 человек с тем же репертуаром едут в село Кошелевку Володарской волости (21 верста от Невеля)…»;

«…Всё что я мог сделать для Коллектива: схлопотал аванс в Исполкоме, отстоял лучшие дни как в Невеле (пятница, суббота и воскресенье) так и в Городке...»;

«…Работа переездов из города в город сильно отозвалась на моём здоровье и я совершенно не могу более работать, а посему прошу Посред Рабис освободить как меня, так и жену мою (П.Г. Панину) не позже как к 7-му числу Июня, думаю, что из 12 человек оставшихся в Коллективе найдется и уполномоченный и героиня, т.к. 12 человек слишком достаточно для Городка…»;

«…Прилагая при сем отчет по Невелю ставлю в известность Посред Рабис, что после раздела Коллектива на две труппы (согласно протокола заседания Коллектива) 10 человек уехали в Городок на постоянную работу, а 4 (я, Панина, Киреев и Рязанцева) пробыли в Невеле до 17-го июня включительно, период (с 1 июня) поставили всего два спектакля, после чего решили уехать из Невеля, т.к. в четвером спектакли ставить нельзя, а выписывать ещё актеров значило бы обрекать их на голодовку...»;

«…Будучи представителем Коллектива я сделал более чем от меня зависело:

- схлопотал 100 рублей аванс в исполкоме;

- при разделе Коллектива уступил 10 актерам лучший город – Городок, а сам остался в худшем – в Невеле;

- дал возможность Кирееву и Рязанцевой выехать из Невеля.

Следуемые 2% Посред Рабису в размере 5 руб. 81 коп. вручены мною актёру А.Н. Кирееву.

17 июля 1925 года  П.П. Дюваль»

Фотографии к статье Геннадия Синицкого

Несмотря на фиаско в Невельском турне, чаяния Дюваля оправдались относительно Белорусского Городка. Там ситуация складывалась иначе.

Как я упоминал ранее, договор ПОСРЕДРАБИСа с исполнительным комитетом в этом городе, был подписан двумя днями ранее невельчан, а именно - 23 апреля 1925 года. На первый взгляд он является идентичным с Невельским. Однако это не так, и при всём сходстве пунктов соглашений, в них имеются существенные различия.

Во-первых, белорусская сторона изначально поставила в известность представителей ПОСРЕДРАБИСа о том, что не сможет обеспечить артистов бесплатным проживанием, но примет меры содействия в предоставлении жилья, за плату, по ценам обязательного постановления РИКа (районного исполнительного комитета);

во-вторых, договором предписывалось заранее (не менее чем за пять дней) явиться в Городок представителю драматической труппы и заняться решением организационных вопросов на месте;

в-третьих, дата досрочного прекращения договора обозначалась не ранее как через два месяца, при условии посещаемости театра ниже 35% валового сбора;

в-четвёртых, Трудоколлективу Драмы предписывалось ставить, один раз в неделю, спектакль, помимо двух обязательных, для местных профорганизаций, со скидкой в 50% от нормальной цены билета (что естественно, обеспечивало постоянный наплыв публики из различных организаций, как в городе, так и на селе. /Прим. автора/);    

В-пятых, труппе оставили право организовывать бенефисные спектакли, с правом повышения цены билета;

Далее:

- Городокский исполнительный комитет освободил артистов от повершкового и афишно-плакатного налога, а также, определил местный сбор не выше 3% от валового;

- Число разрешенных мест в Народном Доме им. Ленина составляло 330 единиц, а именно: партер – 270, балкон – 60;

- Количество бесплатных мест, для административных лиц, устанавливалось в 10 единиц, плюс к этому по 8 контрмарок, каждой из сторон договора.

Вот как описывал П.П. Дюваль итоги первых постановок в Городке, перед тем, как принять решение о делении труппы на два состава (дословно):

«…В Городке были сборы:

- спектакль «Отец» - 61 руб. 60 коп.;

- спектакль «Праздник Мира» - 35 руб. 90 коп.;

С этих сборов выдано на марки Коллективу 54 руб. 25 коп. (15.5 марок по 3.50 на марку) и оставлено на дорогу всем до Невеля.

Мебель и реквизит в Городке есть**, и работать два раза в неделю возможно; но может ли Коллектив существовать только одним Городком, так как на Невель не только нельзя рассчитывать, но даже невозможно переезжать из города в город, затрачивая на переезд труппы 33 рубля 60 коп. еженедельно (1 руб. 20 коп. дорога на человека) и занимать две квартиры: одну в Городке, а другую в Невеле (бесплатных квартир нет, в Городке мы платим по 40 коп. в сутки с человека за помещение) следовательно на расход (40 х 14 в день 5 руб. 60 коп.), а в три дня, т.к. мы приезжаем на два спектакля и должны пробыть около 3 дней в Городке ибо поезд обратный в 5 вечера, это составит 16 руб. 80 коп. таким образом приезд в Городок обойдется Коллективу каждый раз в сумму (16 р. 80 коп. + 33 руб. 60 коп. = 50 руб. 40 коп., каковая сумма падет на расход двух спектаклей...».

Как бы там ни было, а гастроли в Городке состоялись, и завершились в последней декаде августа 1925 года. В фондах Центрального Государственного архива литературы и искусства (г. Санкт-Петербург) хранится Отзыв Городокского районного исполнительного комитета Витебского Округа БССР, в адрес драматической труппы:

«Коллектив Ленинградских Артистов под управлением и режиссерством тов. Де-Виля в течение минувшего летнего сезона этого года работал на сцене Городокского театра, при чем пьесы, которые им сыграны, отвечали культурным запросам публики, а постановка их всегда отличалась строгой продуманностью и свидетельствовала о добросовестном отношении к своей работе т.т. артистов, а также о большом опыте и знании дела режиссера, что подписями и приложением печати удостоверяется».


Примечание:

*Согласно документам государственного архива Витебской области, с момента свершения Октябрьской революции в Невельском уезде существовало 16 народных, передвижных, любительских театральных студий и коллективов;

**В сентябре 1920 года, уроженец г. Невеля, известный актёр и сценарист Фёдор Моисеевич Рябчик, перебравшийся на постоянное место жительство в г. Городок, под руководством профессиональной артистки и театрального инструктора Марии Васильевны Бахметовой организовал городской театр.

Геннадий Синицкий, по материалам ЦГАЛИ Ф.110 Оп.1 Д.51