Андреева Маргарита
 
Старые фотографии. Лица, давно ушедших людей. По мощеным мостовым едут, громыхая, трамваи, конки. Это не Питер, не Москва. Это Псков. Да, когда-то по нашему городу можно было прокатиться в трамвае. 
Хочу на «ты» поговорить с трамваем:
Трамвай, сердечный друг простых людей, —
Мы от тебя все чаще отрываем
Красу проспектов,
 
Прелесть площадей,
Но ты, с достойным видом работяги,
Уходишь в сень окраинных дорог                                               
 И с честью носишь, не снижая тяги,
Свой подлинно рабочий номерок.
                                                                                                                   Сергей Смирнов

 

История возникновения трамвая

Историю имеют города и улицы, заводы и театры, дома и мосты. Имеет ее и трамвай.
Трамваи возникли в первой половине XIX века, электрические — в конце XIX века. После расцвета, эпоха которого пришлась на период между мировыми войнами, начался упадок трамваев, однако с конца XX века наблюдается значительный рост популярности трамвая, в том числе по экологическим причинам

Первым общественным транспортом стали кареты — омнибусы (от латинского «omnibus», что значит «для всех», «всеобщий»). Омнибус - многоместный экипаж на конной тяге для перевозки пассажиров. Затем на смену омнибусу пришла конка, предшественница трамвая. Появлением своим она до некоторой степени обязана железным дорогам, строительство которых к тому времени разворачивалось в России. Ее название произошло от слова «конь». Но в ряде стран конку именовали трамваем. Медленно двигалась по городу конка. Скорость, как правило, была восемь километров в час. Не так уж и много, даже в сравнении с пешеходом. Не зря острословы шутили: «Конка, догони цыпленка!» Немало усилий пришлось затратить на то, чтобы оградить пешеходов от опасности попасть под колеса конки. На вагонах укрепили буферные фонари и сигнальные колокола, в которые то и дело звонил кучер, сделали более надежные тормоза, чтобы конка не катилась под уклон, на перекрестках улиц установили «махальщиков», предупреждавших пешеходов о появлении вагона из-за угла. А чтобы конка не потеснила другие экипажи, ввели правило, согласно которому при прокладке путей на улице должно оставаться место для проезда карет, дрожек, телег.
 
Несмотря на довольно бурное развитие, конно-железные дороги имели серьезные недостатки. Оказалось, что лошади не столь надежны и выгодны в работе, как предполагалось. Они часто болели, гибли.

Так настало время появиться новому транспортному средству - трамваю.
Довольно широко бытует мнение, что трамвай назван так по имени бельгийского инженера Бенжамина Утрама, будто бы прокладывавшего в России первые трамвайные линии. Такое утверждение можно встретить даже в литературе. Но ничего общего с действительностью подобная точка зрения не имеет.

Название «трамвай» многие ученые-лингвисты связывают со словом «вагон». «Трамвай», как об этом сказано в Большой Советской Энциклопедии, — английское слово, происходит от «tram» — вагон, тележка и «way» — дорога, путь.

В России долгое время трамвай называли электрической конкой и даже электрическим трамваем. Но прилагательное «электрический» было довольно быстро отброшено, в обращении сохранилось лишь одно слово «трамвай».

А когда в начале 80-х годов прошлого века был изобретен экипаж, двигавшийся с помощью электричества по мостовой, без рельсов, его так и назвали — безрельсовым трамваем. Но это название не привилось, в язык вошло слово «троллейбус». В основе его — английское «trolley», означающее и роликовый токоприемник, и контактный провод, а окончание «bus» перешло сюда от «автобуса».
 
Трамвайное движение в городе Пскове
 
О дешевом и удобном общественном транспорте власти Пскова мечтали еще с 80-х гг. XIX в., но лишь в январе 1912 г. по проложенному в 1906 г. рельсовому пути стали курсировать трамваи, заменившие конку и потеснившие частных извозчиков.
 
До 1912 года в городе действовала конно-рельсовая дорога («гужевой трамвай», «конка»). История городского рельсового транпорта началась с появления в 1890 году конно-рельсовой дороги в населённом пункте Черёха (в настоящее время часть Пскова). О существовании «конки» в Черёхе утверждал краевед Н.Ф. Левин. Владельцем «конки» был предприниматель Георг Викенгейзер. Единственная линия протяжённостью около полутора километров связывала пристань на реке Великой с курзалом (курзал — помещение клубного типа на курортах, предназначенное для концертов, лекций, выставок). Ширина колеи не установлена. Скорее всего, «конка» действовала недолго. Строительство городской железной дороги в центральной части города началось в 1906 году. Изначально предполагалось, что городская железная дорога будет работать на электрической тяге, однако осуществить эти планы удалось далеко не сразу из-за недостаточной мощности электростанции. В 1909 году начались регулярные перевозки пассажиров в вагонах на конной тяге.
 
 
9 (22) января 1912 года была открыта первая линия электрического трамвая. Она пролегала по направлению Варшавский вокзал (ныне станция Псков — единственный вокзал в городе) — Кохановский бульвар — Сергиевская улица (позднее Кохановский бульвар был переименован в Пролетарский, Сергиевская улица — в Октябрьскую, с 1959 года бывшие Кохановский бульвар и Сергиевская улица составляют Октябрьский проспект) — Плоская улица (позднее — улица Профсоюзов) — Великолуцкая улица (позднее — Советская улица) — Дровяная улица — Нарвская улица (ныне улица Леона Поземского).

По скорости движения, вместимости, надёжности и комфортабельности они значительно превосходили конки. И многие кучера с конок тогда перешли на электрический транспорт. С восьми часов утра и до полуночи (это только с 1933 года) в городе слышался перестук трамвайных колёс.
 
Стоимость за проезд на трамвае зависела от количества остановок (от 1 копейки до 3). Затем стоимость подняли до 5-7 копеек. В 1929 году появились первые проездные (абонемент на предъявителя стоил 10 рублей).
 
Вот, что писала местная газета "Правда" 1 августа 1912 года: "Трамвай наш сделал бы хорошие дела, не отправляя пассажиров наподобие сельдей в бочонке, а имея побольше запасных вагонов....Кстати о трамваях. В Городской Управе возбужден вопрос об увеличении линии пробега. Предполагают проложить рельсы до станции Псков-Рижский. Г. Репин вновь предлагает свои услуги. Дело для Пскова не только неубыточное, по-видимому, но прямо похоже на дойную корову, однако отцы города, говорят, готовятся к отрицательному решению вопроса. Им виднее, дело им и книги в руки".
 
Известно, что до открытия регулярного движения на электрической тяге некоторые линии использовались для грузовых перевозок. На них работали паровозы (предположительно, взятые на железных дорогах общего пользования). Скорее всего, перевозки были «сквозными» (с трамвайных линий вагоны поступали на железную дорогу общего пользования). Во время праздничной демонстрации 1 мая 1923 года состав из паровоза и нескольких вагонов-платформ был использован в качестве трибуны. Демонстрация проходила в центре города, на Великолуцкой (ныне Советской улице), вблизи главной городской площади.
 
Городской трамвай успешно справлялся с перевозками пассажиров и грузов, но в годы Гражданской войны он пришел в упадок. Работы по восстановлению трамвайного движения начались лишь осенью 1922 г., а возобновилось оно только летом следующего 1923 г. Курсировал трамвай по тому же маршруту, проложенному еще до революции: (вокзал — центр — Нарвская улица) В 1936 году была открыта линия на левый берег реки Великой — до кожевенного завода «Пролетарий».
 
Работа псковского трамвая получила неплохую оценку на состоявшемся в начале февраля 1925 г. в Ленинграде Всесоюзном трамвайном съезде, о чем докладывал побывавший там инженер электростанции Кузнецов: «Наш маленький псковский трамвай мог бы совершенно затеряться на съезде крупнейших трамвайных представителей, но он обратил на себя внимание самой дешевой платой за проезд и незначительным штатом по обслуживанию одного вагона».
 
Временем наивысшего развития трамвая был 1941 год. Протяжённость линий, по сравнению с 1920-ми годами, значительно увеличилась, улучшилась материально-техническая оснащённость. Однако к тому моменту в городе было развито автобусное движение, что привело к оттоку части пассажиров на автобусы. Во время оккупации псковским трамваем пользовались немцы. На момент освобождения Пскова (23 июля 1944 года) рельсы на большинстве участков линий сохранились, однако весь подвижной состав был выведен из строя (либо вывезен оккупантами). В силу различных причин трамвай не был восстановлен. Последние участки трамвайных путей были демонтированы в 1950-е годы. Начиная с 1945 года, многократно высказывались намерения открыть в городе троллейбусное движение, однако они так и не были осуществлены. По состоянию на 2012 год, Псков является одним из немногих региональных центров России, не имеющих электротранспорта (трамвая, либо троллейбуса).
 
Занимательные факты о трамваях бывшего СССР.
 
Самая протяжённая трамвайная сеть России (до недавнего момента и в мире) расположена в Санкт-Петербурге. Её общая протяжённость составляет 500 км.
Самый длинный маршрут — 40-й, около 20 км. Прежде рекордсменом по протяжённости трамвайной сети была Вена.
Трамвай посёлка Молочное — наименьшая трамвайная система на территории бывшего СССР.
Самый маленький город России, в котором есть трамвайное движение, — Волчанск Свердловской области России .
Ранее, вплоть до своего закрытия в 2004 году, самым северным трамваем в мире был архангельский.
 
Маргарита Андреева